Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4564/2022 по иску Сергиенко Валентина Ивановича к Агентству по имуществу Калининградской области, Правительству Калининградской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение определенной площади и передать его в собственность вне очереди, по кассационной жалобе жалобу представителя Сергиенко Валентина Ивановича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергиенко В.И. обратился с иском, указав, что он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку "воинов- интернационалистов" со 2 октября 2000 г. с составом семьи из трех человек, включая "данные изъяты" ФИО6 и сына ФИО7; имеет право на предоставление жилья в собственность бесплатно.
В 2015 г. ему распределено жилое помещение, но не предоставлено ввиду отсутствия справки о сдаче жилья по месту службы. Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 21 мая 2020 г. данный вопрос разрешен, его учетное дело с целью включения в список граждан-получателей жилых помещений передано по подведомственности без справки о сдаче жилья по месту службы.
В 2021 г. он снят с жилищного учета, на котором в том же году восстановлен решением Центрального районного суда г. Калининграда от 16 сентября 2021 г. Названными судебными постановлениями установлено его право как военнослужащего на получение жилого помещения.
Однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено со ссылкой на отсутствие в Калининградской области квартир, подходящих ему по площади - от 54 кв.м до 63 кв.м и количеству комнат - две. С такой позицией истец не согласен, считает её нарушающей его права и законные интересы.
Жилое помещение должно располагаться в черте г. Калининграда, а не региона. Поскольку ему в 2015 г. распределялось жилье, следовательно, из федерального бюджета для него выделялись денежные средства, в связи с чем его очередь наступила еще тогда. С учетом длительности ожидания он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Просил обязать Правительство Калининградской области приобрести жилое помещение в г. Калининграде общей площадью от 54 кв.м до 63 кв.м; обязать Агентство по имуществу Калининградской области передать приобретённое жилое помещение ему в собственность во внеочередном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 17 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что ФИО8 являлся военнослужащим, уволен с военной службы приказом от 19 марта 1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой - 20 лет 6 месяцев. После увольнения с военной службы на основании ходатайства командира войсковой части 36648 Сергеенко В.И. 2 октября 2000 г. поставлен на учет для получения жилья в избранном месте жительства - г. Калининграде с составом семьи их трех человек, включая супругу ФИО9 и "данные изъяты" ФИО10, с включением в список общегородской очереди, а также в льготный список военнослужащих, уволенных в запас.
Сергеенко В.И. состоит на указанном учете до настоящего времени.
17 марта 2022 г. Министерство социальной политики Калининградской области направило в адрес Агентства по имуществу Калининградской области сводный список граждан-получателей жилых помещений, уволенных с военной службы, в собственность бесплатно, в котором значится Сергиенко В.И, как имеющий право на получение в собственность бесплатно двухкомнатной квартиры, расчетной общей площадью от 54, 0 кв.м до 63, 0 кв.м.
Решением комиссии по распределению жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам от 30 марта 2022 г. Агентству рекомендовано не распределять жилое помещение истцу в связи с отсутствием в настоящий момент на территории Калининградской области подходящей по площади и количеству комнат квартиры.
11 апреля 2022 г. Агентством по имуществу Калининградской области Сергиенко В.И. сообщено о том, что он остается в сводном списке граждан- получателей жилых помещений, уволенных с военной службы, в собственность бесплатно на территории Калининградской области и при наличии подходящего по параметрам жилого помещения Агентство распределит его истцу.
Обращаясь в суд с иском об обязании Правительства Калининградской области приобрести жилое помещение в г. Калининграде общей площадью от 54 кв.м до 63 кв.м; Агентства по имуществу Калининградской области - передать приобретенное жилое помещение ему в собственность во внеочередном порядке, Сергиенко В.И. указал, что поскольку ему в 2015 г. распределялось жилое помещение, но не было предоставлено ввиду отсутствия справки о сдаче жилья по месту службы, из федерального бюджета для него выделялись денежные средства, его очередь на предоставление жилья наступила еще тогда. Полагает, что с учетом длительности ожидания жилого помещения он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Отказывая в удовлетворении указанных требований Сергиенко В.И, суд первой инстанции исходил из того, что жилищные права истца не нарушены, поскольку Сергиенко В.И. продолжает состоять в сводном списке граждан - получателей жилых помещений из числа граждан, уволенных с военной службы, подлежит жилищному обеспечению в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, жилое помещение будет предоставлено истцу в установленном порядке при наличии в собственности Калининградской области подходящего по метражу жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", части первая и вторая статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", принятые в соответствии с указанными конституционными положениями, предусматривают предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации жилищных гарантий (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) для определённой категории граждан, к которой относится Сергиенко В.И, за счёт субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191 был утверждён порядок деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями (далее Порядок N 1) и порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета (далее Порядок N 2).
Пунктами 2, 3 Порядка N 2 предусмотрено, что предоставление гражданам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим порядком имеют граждане, категории которых установлены Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 1 к полномочиям ОГКУ КО "Центр социальной поддержки населения" отнесено формирование сводных списков граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ по избранной ими форме предоставления жилого помещения на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области извлечений из списков граждан, обеспечиваемых жильем и учетных дел, исходя из объема субвенции, предоставленной федеральным бюджетом на финансовое обеспечение переданных полномочий на соответствующий финансовый год, а также проверка учетных дел, сформированных органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
В силу пункта 23 Порядка - принятие решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданам, категории которых предусмотрены пунктом 3 настоящего порядка, осуществляется Агентством по имуществу Калининградской области.
Принятие решения о предоставлении жилых помещений осуществляется с учётом пункта 4 настоящего порядка, то есть в порядке очерёдности исходя из времени постановки таких граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.
Агентство по имуществу Калининградской области принимает решение в отношении лиц, которым жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", - в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления сводного списка в Агентство по имуществу Калининградской области при условии наличия в государственной собственности Калининградской области жилого помещения, предназначенного для этой цели и соответствующего указанным в списке критериям, а в случае отсутствия такого помещения - с даты государственной регистрации права собственности Калининградской области на такое жилое помещение; в отношении остальных лиц - в срок не позднее десяти рабочих дней с даты принятия решения относительно лиц, которым жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке, при условии наличия в государственной собственности Калининградской области жилого помещения, предназначенного для этой цели и соответствующего указанным в списке критериям, а в случае отсутствия такого помещения - с даты государственной регистрации права собственности Калининградской области на такое жилое помещение.
Решение оформляется приказом Агентства по имуществу Калининградской области, в котором указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, фамилии, имена, отчества членов семьи гражданина, адрес местонахождения квартиры, предоставляемой в собственность или по договору социального найма, с указанием количества комнат и общей площади.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение указанных законоположений Сергиенко В.И, состоящий с 2000 г. на учёте в органе местного самоуправления для получения жилья в избранном месте жительства - г. Калининграде, после приведения его учётного дела в полное соответствие с требованиями закона в 2022 г. был включён с членами семьи в сводный список граждан-получателей жилых помещений, уволенных с военной службы, в собственность бесплатно.
Установлено, что Сергиенко В.И. с составом семьи из трёх человек подлежит предоставлению в собственность бесплатно жилое помещение, состоящее из двух комнат, расчётной общей площадью от 54, 0 до 63, 0 кв.м.
Указанный сводный список Министерством социальной политики Калининградской области направлен 17 марта 2022 г. в Агентство по имуществу Калининградской области, на которое в силу приведённого правового регулирования возложены полномочия по принятию решений по предоставлению жилых помещений.
Как следует из списка военнослужащих, уволенных в запас, и приравненных к ним лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде, подлежащих обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" по состоянию на 1 июня 2022 г. Сергиенко В.И. состоит в данном списке под N42. Имеются лица, поставленные на жилищный учёт ранее истца - в период с 17 марта 1988 г. по 28 февраля 2000 г.
Таким образом, в рамках разрешения жилищного вопроса истца и полномочий, возложенных Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191, Сергиенко В.И. включён в соответствующий сводный список.
Согласно приведённому нормативному регулированию жилые помещения предоставляются в порядке очерёдности. Данных о нарушении очерёдности предоставления истцу жилого помещения по делу не установлено.
Оснований для выводов о наличии у Сергиенко В.И. права на внеочередное предоставление жилого помещения суды обоснованно не установили.
Вопреки доводам Сергиенко В.И, правовые основания для установления в судебном порядке его приоритетного права на предоставление жилого помещения по сравнению с гражданами той же категории, поставленными на жилищный учёт ранее истца, не имеется.
Предоставление жилья в десятидневный срок с даты поступления сводного списка в Агентство по имуществу Калининградской области предусмотрено указанными правовыми нормами в отношении лиц, которым жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к категории которых Сергиенко В.И. не относится.
В отношении остальных лиц - в срок не позднее десяти рабочих дней с даты принятия решения относительно лиц, которым жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке, при условии наличия в государственной собственности Калининградской области жилого помещения, предназначенного для этой цели и соответствующего указанным в списке критериям, а в случае отсутствия такого помещения - с даты государственной регистрации права собственности Калининградской области на такое жилое помещение.
Оснований полагать, что ответчиками нарушен вышеуказанный порядок решения жилищного вопроса Сергиенко В.И. и нарушены жилищные права истца, требующие судебной защиты, судом первой инстанции не установлено.
Сергиенко В.И. состоит в указанном сводном списке, данных об исключении истца из него не имеется.
Само по себе принятие комиссией по распределению жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы (службы), 30 марта 2022 г. решения, которым Агентству рекомендовано не распределять жилое помещение истцу в связи с отсутствием в настоящий момент на территории Калининградской области подходящей по площади квартиры и количеству комнат квартиры, о нарушении прав истца не свидетельствует.
Приведённые выше правовые нормы прямо предусматривают, что решение о предоставлении жилых помещений принимается при условии наличия в государственной собственности Калининградской области жилого помещения, предназначенного для этой цели и соответствующего указанным в списке критериям, а в случае отсутствия такого помещения - с даты государственной регистрации права собственности Калининградской области на такое жилое помещение.
Как усматривается из представленного суду перечня жилых помещений по состоянию на 12 сентября 2022 г. - жилое помещение, соответствующее указанным в списке критериям для предоставления истцу отсутствовало по состоянию на 30 марта 2022 г, как и на момент рассмотрения спора.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для приоритетного получения семьёй истца жилого помещения не являются основаниями для отмены судебных постановлений.
Сама по себе длительность нахождения Сергиенко В.И. на жилищном учёте - с 2000 г. не свидетельствует о наличии оснований для незамедлительного обязания ответчика в судебном порядке приобрести в собственность Калининградской области жилое помещение, пригодное по техническим характеристикам для предоставления истцу.
При этом в сводный список Сергиенко В.И. включён только в 2022 г, оснований ставить данное обстоятельство в вину органам государственной власти Калининградской области по делу не усматривается.
Доводы Сергиенко В.И. о том, что его очерёдность на предоставление жилого помещения наступила в 2015 г. проверены судами и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Несмотря на получение истцом предложения ОГКУ КО "Центр социальной поддержки населения" в 2015 г. о возможности решить жилищный вопрос после предоставления недостающих документов, жилое помещение в 2015 г. объективно не могло быть предоставлено Сергиенко В.И, так как на 2015 г. учётное дело Сергиенко В.И. не отвечало установленным законом требованиям.
Вопреки доводам истца, целевым назначением - для приобретения жилья для Сергиенко В.И. средства федерального бюджета не выделялись.
С иском в целях обеспечения жильём без справки и обязательства о сдаче жилья по последнему месту службы, что препятствовало решению жилищного вопроса, Сергиенко В.И. обратился в суд только в 2020 г.
Судебное постановление, которым по иску Сергиенко В.И. разрешён вопрос о возложении на муниципальные и государственные органы власти обязанности произвести требуемые законом действия - передать учётное дело Сергиенко В.И. для включения в сводный список граждан - получателей жилых помещений; включить Сергиенко В.И. и членов его семьи в сводный список граждан-получателей жилых помещений за счёт федерального бюджета на текущий финансовый год, утвердить список граждан-получателей жилых помещений с учётом Сергиенко В.И. и членов его семьи с целью предоставления жилого помещения для постоянного проживания, без справки и обязательства о сдаче жилья по последнему месту службы, в порядке очереди; состоялось только 21 мая 2020 г.
Как следует из материалов дела - ответчиком сообщено Сергиенко В.И. о том, что он остаётся в сводном списке граждан-получателей жилых помещений уволенных с военной службы, и при наличии подходящего по параметрам жилого помещения Агентство распределит его истцу.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Сергиенко В.И. требований.
Оснований для разрешения в судебном порядке вопроса предоставления истцу жилого помещения в г. Калининграде не имелось, поскольку как установлено судами, истец поставлен на учёт для получения жилья в избранном им месте жительства - г. Калининграде. Вопрос о предоставлении истцу конкретного жилого помещения уполномоченным органом не разрешался, в связи с чем какого-либо нарушения прав Сергиенко В.И. в указанной части не усматривается.
Положения части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют кассационному суду общей юрисдикции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами правильно установлены значимые для разрешения спора обстоятельства, нарушений норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергиенко Валентина Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.