Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Какурина А.Н.
судей Кузнецова С.Л, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кашенкова Сергея Брониславовича к садоводческому некоммерческому товариществу "Якорь" о признании права собственности на жилой дом по кассационной жалобе Кашенкова Сергея Брониславовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кузнецова С.Л, объяснения Кашенкова С.Б, представителя СНТ "Якорь" - Зеленова М.П.
УСТАНОВИЛА:
Кашенков С.Б. обратился в суд с иском к СНТ "Якорь" о признании права собственности на жилой дом площадью 229, 7 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, в 2018 году на данном участке он завершил строительство дома. Во вне судебном порядке он не смог зарегистрировать прав на данный дом, поскольку с 17 декабря 2021 года были приостановлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, поскольку объект учета попадает в зону с особыми условиями использования территории - запретная зона при военном складе - запретная зона военного объекта войсковой части 55443. При этом сведения об обременении земельного участка были внесены в Единый государственный реестре недвижимости только в 2021 году, а он является собственником земельного участка с 2014 года.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 31 мая 2022 года исковые требования Кашенкова С.Б. - удовлетворены.
За Кашенковым С.Б. признано право собственности на жилой дом, площадью 229, 7 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 февраля 2023 года решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 31 мая 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым в иске Кашенкову С.Б. к СНТ "Якорь" о признании права собственности на жилой дом - отказано.
В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, Кашенков С.Б. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец и представитель ответчика, иные участники процесса не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения истца в поддержку доводов кассационной жалобы, возражения на жалобы представителя СНТ, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы, в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кашенков С.Б. с 2014 года является собственником земельного участка площадью 726 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства.
В 2018 году Кашенков С.Б. на земельном участке завершил строительство садового дома площадью 229, 7 кв.м, что он подтвердил техническим планом.
01 декабря 2021 года Кашенков С.Б. обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении здания, расположенного по адресу: "данные изъяты", приложил технический план здания, декларацию об объекте недвижимости.
17 декабря 2021 года Кашенков С.Б. получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как в 2021 году в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территории. Объект учета расположен в зоне с особыми условиями использования территории - запретная зона при военном складе - запретная зона военного объекта войсковой части 55443.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец пользуется принадлежащим ему земельным участком, задолженности по оплате членских и иных взносов не имеет, дом расположен на земельном участке истца, спорное имущество находится в границах СНТ "Якорь".
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 43 Земельного кодекса Российское Федерации, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное и установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно положениям абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ (действовавшего до 01 января 2019 года) садовые земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 66-ФЗ член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 66-ФЗ возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Аналогичные нормы содержатся в статье 3, 4, 23.1 (введена в действие с 14 июля 2022 года) Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сводом правил 53.13330, 2019. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утвержденном приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года N 618/пр, определено, что на садовом земельном участке могут возводиться садовый дом и жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). Жилой дом - здание, предназначенное для круглогодичного проживания, которое состоит из жилых комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенный для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, с предельными параметрами.
Аналогичные нормы содержались в Своде правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.201 1, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849 (действовали до 15 апреля 2020 года).
Обращаясь в суд, Кашенков С.Б... ссылалась на то, что земельный участок принадлежит ему на законном основании, объект недвижимости - жилой дом был возведен на данном участке в 2018 году, в связи с чем имеются основания для признания за ним права собственности на спорное строение.
Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации к землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся, в частности земли обороны и безопасности.
В силу пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно- опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 мая 2014 года N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих обязанности обороны страны.
Пунктом 12 Положения установлен запрет на территории запретной зоны строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 10 - 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Как установлено судом, согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в зоне с особыми условиями использования территории - запретная зона при военном складе - запретная зона военного объекта войсковой части 55443.
Сведения об ограничении прав на земельный участок в виде зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 января 2021 года.
Истец указал, что строительство жилого дома имело место до внесения сведений о границах запретной зоны в ЕГРН, а особые условия использования земли и запрет на строительство введены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 - после осуществления строительства жилого дома.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не представлены доказательства, что жилой дом, расположенный на земельном участке, пригоден для проживания граждан, и он соответствует строительным, градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не несет ли он угрозу жизни и здоровью граждан.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, учтя, что требования предъявлены к ответчику, которым не устанавливались ограничения прав истца, а представленные им технический паспорт здания и декларация не заменяют заключение специалиста или судебной экспертизы, поскольку содержат только сведения о месторасположении объекта и его площади, суд апелляционной инстанции пришел к выводам об отсутствии правовых оснований для признания за истцом в конкретном случае права собственности на возведенный им объект недвижимости.
Кассационный суд приходит к выводу, что суд апелляционной инстанций правильно определилвсе значимые по делу обстоятельства, правильно определилнормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, данные доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.
В силу ст. ст. 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кашенкова Сергея Брониславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.