Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи
Петровой Ю.Ю.
судей
Шевчук Т.В, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-826/2022 по иску заместителя военного прокурора Североморского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 г.Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения прокурора Бердинских С.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Североморского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота, указав, что военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка исполнения законов о пожарной безопасности и сохранности оружия и боеприпасов в войсковой части 77360-Н. Проверкой установлено, что на территории Североморского территориального гарнизона размещены объекты данной войсковой части с местами массового пребывания людей, а также объекты войсковой части для хранения вооружения, боеприпасов, автотранспортных средств и иного имущества военной инфраструктуры, которые эксплуатируются с нарушениями противопожарных требований, создающими угрозу причинению имущественного вреда, вреда жизни и здоровья персоналу войсковой части 77360-Н, персоналу военных городков, на которых расположены объекты этой воинской части, а также гражданскому персоналу населению г. Североморска и г. Мурманска.
Командованием войсковой части 77360-Н с целью устранения нарушений неоднократно подавались заявки, докладные записки, в том числе документы для проведения текущего, капитального ремонта, оборудования зданий, сооружений и хранилищ системами пожарной сигнализации и пожаротушения в жилищно-коммунальную службу N 1 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Объединенному стратегическому командованию Северного флота, органы военного управления Северного флота, однако до настоящего времени объекты войсковой части не приведены в соответствие с противопожарными нормами.
На основании изложенного, с учетом уточнения иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заместитель военного прокурора просил обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части 77360-Н, расположенных на территории Североморского и Мурманского гарнизонов и произвести работы: дооборудовать хранилища NN 22, 24, 28 автоматическими установками пожаротушения, здание КПП; дооборудовать хранилища N 22, 32, сооружения N 34, 23, 25, 26, 29 автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 1; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты хранилища NN 22, 23, 24, 25, 26, 28, 31, 34 технической территории N 1; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты хранилища N 9, 35, сооружения NN 1, 2, 3, 10, 20, 27, 33, 40, 42, ПОХ NN 103, 104 технической территории N3; дооборудовать хранилища N 3, 4, 9, 18, 27, 40, 42, сооружения N 1, 2, 5, 10, 20 территории N 3 автоматическими установками пожаротушения; дооборудовать сооружения N 6, 7, 8, 33, 35, боксы технической территории N 3 автоматическими установками пожарной сигнализации; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты цеха NN 1, 2, хранилища NN 2, 6, 8, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 31, ПОХ NN 6, 10, 13, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 32, 35, 33, 57, 58, 59 технической территории N 5; дооборудовать хранилища NN 2, 4, 7, 8, 11, 12, 23, цеха NN 1, 2 технической территории N 5 автоматическими установками пожаротушения; дооборудовать цех N 3, караульное помещение NN 3, 4, 5, здание КПП N 5, хранилища NN 1, 3, 6, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29 технической территории N 5 автоматическими установками
пожарной сигнализации; привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты площадку открытого хранения N 1, хранилище N 2, здания цехов NN 1, 2, 3, 4, ПОХ N15, здание ОХ (панцирь), здание КДС технической территории N 6; дооборудовать хранилище N 1, цеха NN 3, 4 технической территории N 6 автоматическими установками пожаротушения; дооборудовать цеха NN 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, караульное помещение, здание кислорододобывающей станции, шкиперский склад технической территории N 6 автоматическими установками пожарной сигнализации; дооборудовать помещение КПП 7, помещение отдела хранения, хранилище NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 технической территории N 7 автоматическими установками пожарной сигнализации; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты хранилище N 2 (инв. N 325) технической территории N 7; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты площадку открытого хранения технической территории N 7; дооборудовать хранилища NN 1, 2, 3, 5, 6, караульное помещение NN9, 10, помещение КПП, помещение КПП ТТ технической территории N 8 автоматическими установками пожарной сигнализации; дооборудовать хранилища NN 4, 6 автоматическими установками пожарной сигнализации Парк N 2; привести в соответствия по 1 категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты Парк N2, хранилища NN 4, 6; дооборудовать здание (инв.N17) автоматической пожарной сигнализацией пункт заправки; дооборудовать сооружение (инв.N б/н) (хранение ЗИП 5 категории) автоматической установкой пожарной сигнализации зона СФС; дооборудовать склад КЭС, здание КПП, здание "Чайная" административно- хозяйственной территории N1 автоматическими установками пожарной сигнализации; дооборудовать помещения казармы N 1, 6, 17 (3 этаж), административно- хозяйственной территории N 1 автоматическими установками пожаротушения; дооборудовать здание казармы инв. N 201
на АХТ N 1 автоматической установкой пожарной сигнализации; дооборудовать бокс автомобильной техники (мастерская), мастерская (расположенная в боксе автомобильной техники), здание КПП, здание столовой (вещевой склад), здание спортзала, помещения здания штаба (вещевой склад второй категории) административно-хозяйственной территории N 2 автоматическими установками пожарной сигнализации; дооборудовать сооружения NN 10, 11 хранилища NN 7, 8, 9 автоматическими установками пожарной сигнализации ПХНО; хранилища N 10, 11 привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты ПХНО; дооборудовать хранилища NN 3, 4, 5, 6, 7, 9 (инв. N б/н) молниезащитными устройствами Парк N 1; дооборудовать хранилища NN 3, 4, 5, 6, 7, 9 Парк N 1 автоматическими установками пожарной сигнализации; дооборудовать административное здание (инв. N950), здание КПП (инв. N 957), хранилище N 102 (инв. N 959), хранилище N 103, хранилище N 101, здание пожарной команды, ВОХР (инв. N955/926), хранилище техники (инв. N 961) автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории 1/МПО; оборудовать хранилища N 101, 102, хранилище техники молниезащитным устройством технической территории 1/МПО; дооборудовать здание цеха (миноторпедного вооружения НК и ПЛ) (инв. N 994), хранилища N 301 (инв. N 949), N 302 (инв. N 944), N 305 (инв. N 927), N 404 (инв. N 948), здание компрессорной (инв. N 936), хранилище автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории З/МПО; оборудовать здание цеха (миноторпедного вооружения НК и ПЛ) (инв. N 994), хранилище N 301 (инв.N 949), здание компрессорной (инв.N 936), хранилище N 302 (инв.N 944), хранилище N 305 (инв.N 927), хранилище N 404 (инв.N 948) молниезащитными устройствами технической территории 3/МПО; дооборудовать караульное помещение (инв. N 39) автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории 5/МПО; дооборудовать здание хранилища N 80 инв. N51, здание хранилища N 41
(инв. N 12), здание хранилища N 43 (инв. N 48), здание хранилища N 44 (инв. N 81), здание хранилища N 45 (инв. N 14), здание хранилища N 47 (инв. N 13) автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре техническая территория 1/РАВ; оборудовать хранилища N 41 (инв.N12), N 43 (инв. N 48), N 44 (инв. N 81), N 45 (инв. N 14), N 46 (инв. N56), N 46 (инв. N 56), N 80 (инв. N 51), N 47 (инв. N 13), N 48 (инв. N 17), здание КПП (инв. N 61) молниезащитными устройствами, техническая территория 1/РАВ.
Истец также просил возложить на второго ответчика обязанность по устранению нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части 77360-Н, расположенных на территории Североморского территориального гарнизона в течение 6 месяцев с момента вынесения решения: произвести ремонт пожарных кранов хранилищ NN 31 (1, 2), 26 технической территории N 1; произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения технической территории N 2; обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (2 пожарных гидранта) технической территории N 2; обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, системы автоматической пожарной сигнализации, приемного пульта пожарной сигнализации в здании управления доступом, в караульном помещении технической территории N 2; произвести работы по восстановлению в хранилище N 5 неисправного внутреннего противопожарного водопровода технической территории N 2; произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения технической территории N 3 в сооружениях NN 14, 15, 16, 17; произвести ремонтные работы наружного противопожарного водопровода (пожарные гидранты N 3.1, 3.6, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 не запитаны водой) технической территории N 3; произвести ремонтные работы пожарных кранов (сооружение N 27, 42, 40, 35, 9) технической территории N 3; провести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения технической территории N 4 в хранилищах NN 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.14, 1.15, 1.17, 1.18, 1.19, 2.10, 2.11, 2.13, 2.12, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17, 2.18, 2.19, 2.7, 2.8, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.10, 4.11, 4.13; произвести ремонт пожарных гидрантов NN 4, 6, 7, 8, 9, технической территории N 5;
произвести работы по очистке вентиляционной системы цеха NN 1, 3 от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта технической территории N 5; произвести техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации здания ПЭР; произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения ППЖТ; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции склада КЭС административно-хозяйственная территория N 1; привести в исправность, произвести своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (1 пожарный гидрант) административно-хозяйственной территории N 1; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции хранилища N7 инв.N143 ПХНО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций хранилища NN 4, 5 Парк N 1; произвести техническое обслуживание наружного противопожарного водопровода МИК; произвести техническое обслуживание в хранилище оборудования корпуса внутреннего противопожарного водопровода; произвести в хранилище оборудования корпуса, в здании монтажно-испытательного корпуса (сооружение N 117) работу по техническому обслуживанию АУПС МИК; произвести работу по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и технических отложений с составлением соответствующего акта, не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в здании монтажно-испытательного корпуса (сооружение N 117), помещения (сооружение N 352) МИК; произвести работу по техническому обслуживанию АУПС МИК в караульном помещении (сооружение N 352), здании КПП; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции крыши здания пожарной команды, ВОХР (инв. N 955/926), здания (инв. N 954), конструкции потолка (хранилище N 102 инв. N 959), конструкции чердачного помещения здания МТО (инв. N 960) техническая территория 1/МПО; произвести обработку
огнезащитным составом деревянных конструкции крыши КПП (инв. N 946) технической территории 3/МПО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции здание (инв. N 931) (помещения дежурно-вахтенной службы) технической территории4/МПО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции хранилища N 80 (инв. N 51), сгораемые конструкции хранилища N 44 инв. N 81, сгораемые конструкции хранилища N 45 (инв. N 14), сгораемые конструкции хранилища N 46 (инв. N 56), сгораемые конструкции хранилища N 47 (инв. N13) технической территории 1/РАВ.
Решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 г, исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части 77360-Н, организовать оборудование зданий и сооружений войсковой части 77360-Н на территориях военных городков города Североморска и города Мурманска противопожарным оборудованием и провести следующие работы: дооборудовать хранилища NN 22, 24, 28 автоматическими установками пожаротушения, здание КПП, хранилища N 22, 32, сооружения N 34, 23, 25, 26, 29 дооборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 1; хранилища NN 22, 23, 24, 25, 26, 28, 31, 34 привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 1: хранилища N 9, 35, сооружения NN 1, 2, 3, 10, 20, 27, 33, 40, 42, ПОХ NN 103, 104 привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 3; дооборудовать хранилища N 3, 4, 9, 18, 27, 40, 42, сооружения N 1, 2, 5, 10, 20 автоматическими установками пожаротушения технической территории N 3; дооборудовать сооружение N 6, 7, 8, 33, 35, боксы автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 3; цеха NN 1, 2, хранилища NN 2, 6, 8, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 31, ПОХ NN 6, 10, 13, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 32, 35, 33, 57, 58, 59; привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 5; дооборудовать хранилища NN 2, 4, 7, 8, 11, 12, 23, цеха NN 1, 2, автоматическими установками пожаротушения технической территории N 5; дооборудовать цех N 3, караульное помещение NN 3, 4, 5, здание КПП N5, хранилища NN 1, 3, 6, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29 автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N
5; площадку открытого хранения N 1, хранилище N 2, здания цехов NN 1, 2, 3, 4, ПОХ N15, здание ОХ (панцирь), здание КДС привести в соответствие по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 6; дооборудовать хранилище N 1, цеха NN 3, 4 автоматическими установками пожаротушения технической территории N 6; дооборудовать цеха NN 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, караульное помещение, здание кислорододобывающей станции, шкиперский склад автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 6; дооборудовать помещение КПП 7, помещение отдела хранения, хранилище NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 7; хранилище N 2 (инв.N325) привести в соответствие по 1 категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 7; площадку открытого хранения привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты технической территории N 7; дооборудовать хранилища NN 1, 2, 3, 5, 6, караульное помещение NN 9, 10, помещение КПП, помещение КПП ТТ автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории N 8; дооборудовать хранилища NN 4, 6 автоматическими установками пожарной сигнализации Парк N 2; хранилища NN 4, 6 привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты Парк N 2; дооборудовать здание (инв. N17) автоматической пожарной сигнализацией пункт заправки; дооборудовать сооружение (инв. N б/н) (хранение ЗИП 5 категории) автоматической установкой пожарной сигнализации зона СФС; дооборудовать склад КЭС, здание КПП, здание "Чайная" автоматическими установками пожарной сигнализации административно-хозяйственная территория N 1; дооборудовать помещения казармы N 1, 6, 17 (3 этаж) автоматическими установками пожаротушения административно-хозяйственная территории N 1; дооборудовать здание казармы инв. N 201 на АХТ N 1
автоматической установкой пожарной сигнализации; дооборудовать бокс автомобильной техники (мастерская), мастерская (расположенная в боксе автомобильной техники), здание КПП, здание столовой (вещевой склад), здание спортзала, помещения здания штаба (вещевой склад второй категории) автоматическими установками пожарной сигнализации административно-хозяйственной территории N 2; дооборудовать сооружения NN 10, 11 хранилища NN 7, 8, 9 автоматическими установками пожарной сигнализации ПХНО; хранилища N 10, 11 привести в соответствия по I категории молниезащиты с требуемой эффективностью внешней молниезащиты ПХНО; дооборудовать хранилища NN 3, 4, 5, 6, 7, 9 (инв. N б/н) молниезащитными устройствами Парк N 1; дооборудовать хранилища NN 3, 4, 5, 6, 7, 9 автоматическими установками пожарной сигнализации Парк N1; дооборудовать административное здание (инв. N950), здание КПП (инв. N 957), хранилище N 102 (инв. N 959). хранилище N 103, хранилище N 101, здание пожарной команды, ВОХР (инв. N95 5/926), хранилище техники (инв. N 961) автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории 1/МПО; хранилища N 101, 102, хранилище техники оборудовать молниезащитным устройством технической территории 1/МПО; дооборудовать здание цеха (миноторпедного вооружения НК и ПЛ) (инв. N 994), хранилища N 301 (инв. N 949), N 302 (инв. N 944), N 305 (инв. N 927), N 404 (инв. N 948), здание компрессорной (инв. N 936), хранилище автоматическими установками пожарной сигнализации технической территории 3/МПО; здание цеха (миноторпедного вооружения НК и ПЛ) (инв. N 994), хранилище N 301 (инв.N 949), здание компрессорной (инв.N 936), хранилище N 302 (инв.N 944), хранилище N 305 (инв.N 927), хранилище N 404 (инв.N 948) оборудовать молниезащитными устройствами технической территории 3/МПО; дооборудовать караульное помещение (инв. N 39) технической территории 5/МПО; дооборудовать здание хранилища N 80 (инв. N 51), здание хранилища N 41 (инв. N12), здание хранилища N 43 (инв. N 48), здание
хранилища N 44 (инв. N81), здание хранилища N 45 (инв. N 14), здание хранилища N 47 (инв. N 13) автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре техническая территория 1/РАВ; хранилища N 41 (инв. N 12), N 43 (инв. N 48), N 44 (инв. N 81), N 45 (инв. N 14), N 46 (инв. N 56), N 46 (инв. N 56), N 80 (инв. N 51), N 47 (инв. N 13), N 48 (инв. N 17), здание КПП (инв. N 61) оборудовать молниезащитными устройствами техническая территория 1/РАВ.
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях войсковой части 77360-Н, расположенных на территории Североморскою территориального гарнизона на территориях военных городков в г..Североморске и в г..Мурманске, организовав проведение следующих работ: провести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения технической территории N 2; обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (2 пожарных гидранта) технической территории N 2; в сооружениях NN 14, 15, 16, 17 произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения технической территории N 3; произвести ремонтные работы наружного противопожарного водопровода (пожарные гидранты N 3.1, 3.6, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 не запитаны водой) технической территории N 3; произвести ремонт пожарных гидрантов NN 4, 6, 7, 8, 9, технической территории N5; произвести работы по очистке вентиляционной системы цеха NN 1, 3 от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта технической территории N5; произвести техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации здания ПЭР; произвести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения ППЖТ; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции склада КЭС административно-хозяйственная территория N1; произвести исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (1 пожарный гидрант) административно- хозяйственная территория N1; произвести обработку огнезащитным составом
деревянных конструкции хранилища N7 инв. N 143 ПХНО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции хранилища NN 4, 5 Парк N 1; произвести техническое обслуживание наружного противопожарного водопровода МИК; произвести техническое обслуживание в хранилище оборудования корпуса внутреннего противопожарного водопровода; произвести в хранилище оборудования корпуса, в здании монтажно-испытательного корпуса (сооружение N 117) работу по техническому обслуживанию АУПС МИК; произвести работу по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и технических отложений с составлением соответствующего акта, не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в здании монтажно-испытательного корпуса (сооружение N 117), помещении (сооружение N 352) МИК; в караульном помещении (сооружение N 352), здании КПП произвести работу по техническому обслуживанию АУПС МИК; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции крыши здания пожарной команды, ВОХР (инв. N955/926), здания (инв. N954), конструкции потолка (хранилище N 102 инв. N959), конструкции чердачного помещения здания МТО (инв. N960) техническая территория 1/МПО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции крыши КПП (инв. N946) технической территории 3/МПО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции здание (инв. N931) (помещения дежурно-вахтенной службы) технической территории 4/МПО; произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкции хранилища N 80 (инв. N 51), сгораемые конструкции хранилища N 44 инв. N 81, сгораемые конструкции хранилища N 45 (инв. N 14), сгораемые конструкции хранилища N 46 (инв. N 56), сгораемые конструкции хранилища N 47 (инв. N 13) технической территории 1/РАВ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационных жалобах ответчики ставят вопрос об отмене решения и апелляционного определения как постановленных с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Бердинских С.В. против удовлетворения жалоб возражала. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами по настоящему делу.
Как установлено судами, инспекцией государственного пожарного надзора по Северному флоту проведена плановая проверка войсковой части 77360-Н, в ходе которой составлен акт проверки N 1/21 от 27 августа 2021 г. о выявлении нарушений требований пожарной безопасности, в том числе выявлено отсутствие на объектах войсковой части автоматических установок пожарной сигнализации, необеспечение исправности, ремонта, обслуживания источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарные краны не запитаны водой, конструкции хранилищ не обработаны огнезащитным составом, на объектах выявлены отсутствие систем пожаротушения и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. По результатам проверки инспекцией государственного пожарного надзора по Северному флоту 27 августа 2021 г. в отношении войсковой части выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N1/27. Кроме того, в связи с данными нарушениями в отношении войсковой части 77360-Н военной прокуратурой Северного флота 14 февраля 2022 г. применена мера прокурорского реагирования в форме представление.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации соответствующими актами возложены обязанности по обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии имеющегося противопожарного оборудования, техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения управления эвакуацией при пожаре, пожарных водопроводов, внутридомовых электрических сетей, молниеотводов. Проектные и монтажные работы по обеспечению зданий и иных фондов Министерства обороны Российской Федерации новыми системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения управления эвакуацией, работы по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации зданий и сооружений организует Министерство обороны Российской Федерации через соответствующие органы военного управления.
Определяя объекты, в отношении которых надлежит произвести соответствующие работы, суд руководствовался сведениями паспортов военных городков. Относительно определения видов и объемов работ суд исходил из акта проверки органа государственного пожарного надзора и доклада командира войсковой части 77360-Н по внесенному в его адрес представлению об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям и критериям законности и обоснованности, изложенным в статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", в связи со следующим.
В кассационных жалобах ответчики ссылаются на необоснованность возложения обязанности по организации и выполнению работ непосредственно на Министерство обороны Российской Федерации, неустановление процедуры выполнения работ и компетентных органов, ненадлежащую идентификацию спорных объектов и непроведение судами проверки наличия возможности проведения заявленных прокурором работ. Данные доводы заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г.
N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Закона об обороне).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона об обороне имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации (п.5 Положения).
Признавая Министерство обороны Российской Федерации надлежащим ответчиком по делу и возлагая на данное лицо обязанность по организации и проведению технических работ в отношении объектов инфраструктуры войсковой части 77360-Н, суд не установил, в чем выразилось бездействие непосредственно министерства, ограничился указанием на наличие у него правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также ссылкой на полномочия Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и организации деятельности по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации плана оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны и Главное ракетно-артиллерийского управление Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, при рассмотрении спора суд не установил, требуется ли капитальный ремонт и (или) реконструкция спорных объектов военной инфраструктуры, не принял во внимание, что процедура проведения ремонтных работ содержит ряд этапов и ограничений, требования военного прокурора составлены без учета существующего регламента (порядка) проведения капитального и текущего ремонта в Вооруженных Силах Российской Федерации. При этом вмешательство в административно-хозяйственную деятельность государственного органа является недопустимым. (Данная правовая позиция содержится в ряде определений Верховного Суда Российской Федерации, в том числе определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2021г. N 16-КГ21-15-К4, 06 апреля 2021г. N 19-КАД21-23-К5, от 23 августа 2022г. N 72-КГ22-4-К8.)
Как установлено судом, Приказом Минобороны России от 02 марта 2017г. N 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п. 8 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в состав учреждение входит филиал по ОСК Северного флота.
Согласно п.п. 13 и 14 Устава основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ, для достижения которых Учреждение осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонту электрического оборудования, электромонтажные, строительные специализированные работы, инженерные изыскания для строительства, деятельность по управлению недвижимым имуществом.
Цели и задачи ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в войсковых частях Северного флота реализует филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ОСК СФ), Правильно определяя статус Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в рамках спорных правоотношений, суд не установил, к каким видам ремонта относятся подлежащие выполнению данным лицом работы, относятся ли они к реконструкции и отнесены ли данные работы в зависимости от видов работ к полномочиям данного ответчика.
Определяя объекты, в отношении которых надлежит произвести соответствующие работы, суд руководствовался сведениями паспортов военных городков. Однако, как следует из данных документов, на территории военных городков расположено имущество нескольких войсковых частей, объекты которых имеют идентичные наименования (назначение). Судом не проведена идентификация спорных объектов с указанием военных городков, на что обоснованно указано в жалобах ответчиков.
Выражая несогласие с иском, государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации ссылалось, в том числе на невозможность проведения ряда указанных в иске работ. Так, указано на невозможность огнезащитной обработки конструкции потолка хранилища N 102 (инв.N 959), помещения дежурно-вахтенной службы (инв.N 931) технической территории 4/МПО в связи с тем, что данные объекты находятся в аварийном состоянии, хранилище N 80 (инв.N 51) и хранилище N 44 (инв.N 81) не имеют деревянных конструкций. Данные обстоятельства судом не проверены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, иск заявлен прокурором с учетом результатов проверки, проведенной органами пожарного надзора в отношении войсковой части 77360-Н, решение по результатам проверки данным лицом не оспорено.
Фактически на ответчиков возложена обязанность по проведению работ, которые указаны в предписании органа пожарного надзора в отношении войсковой части 77360-Н, однако данная войсковая часть не привлечена к участию в деле.
Допущенные судом первой инстанции ошибки не устранены на стадии апелляционного рассмотрения дела. Названные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, непреодолимыми, не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
С учетом характера допущенных нарушений дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 18 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.