г. Нижний Новгород
14 июня 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В, рассмотрев административное дело дела по административному исковому заявлению Ломакина Вячеслава Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес", государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"", Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений "адрес" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, по частной жалобе государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" на определение Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ломакин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N299, расположенном по адресу: "адрес", ш. Орское, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Решением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены.
Суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 744 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Ломакин В.В. обратился с заявлением о возмещении судебных расходов, указав, что в связи с рассмотрением вышеуказанного дела им понесены расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, по оплате отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 50 000 рублей, которые он просит взыскать с административного ответчика "адрес" в свою пользу.
Определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" в пользу Ломакина Вячеслава Владимировича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" (далее также - ГБУ " "адрес"") предъявило частную жалобу, в которой просило указанное определение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование частной жалобы ГБУ " "адрес"" указало, что определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о распределении судебных расходов является незаконным, принятым с нарушением норм материального права и несоответствия выводов суда материалам дела. Заявитель жалобы полагает, что обязанность по предоставлению доказательств по данной категории дел лежит на административном истце, представленный им отчет об оценке не оспаривался ГБУ " "адрес"", против удовлетворения исковых требований ответчик не возражал. Обратившись в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью с учетом индивидуальных характеристик. Удовлетворение требований по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком. Сведений о том, что при проведении кадастровой оценки имели место нарушения методологии проведения массовой оценки не представлено и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено, стоимость работ по оценке спорного объекта недвижимости завышена.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частных жалоб на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пунктах 11, 13, 21, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
После принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Такой вопрос разрешается судом в судебном заседании по правилам, предусмотренным статьей 154 КАС РФ. По результатам его разрешения выносится определение. При рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления. С учетом этого заявление о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением заявления по вопросу о судебных издержках, поданное после вынесения определения по вопросу о судебных издержках, не подлежит принятию к производству и рассмотрению судом.
Из материалов дела следует, что Ломакин В.В. является собственником здания с кадастровым номером N68, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес". Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", ш. Орское, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ гола (л.д. 9-15).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением также утверждены удельные показатели для расчёта кадастровой стоимости земельных участков на территории "адрес".
На ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N на государственный кадастровый учет поставлен не был, в связи с чем, "адрес" результаты государственной кадастровой оценки в отношении данного объекта не утверждало.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" в размере 285 752, 2 рубля, о чём составлен акт определения кадастровой стоимости объекта N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил суду отчет N М248 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ООО "МЭКА" ФИО4, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 93 744 рубля.
Административный истец утверждает, что установленная государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" кадастровая стоимость земельного участка в размере 285 752, 2 рубля, нарушает права и интересы административного истца, поскольку земельный участок используется без оформления соответствующих договорных отношений, что дает право администрации городского округа обратиться с требованием о взыскании неосновательного обогащения, которое будет рассчитано исходя из кадастровой стоимости земельного участка, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представленный административным истцом отчет в процессе рассмотрения дела не был оспорен. Ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало. Суд первой инстанции согласился с изложенными в отчете об оценке выводами, а так же соответствием отчета правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положив выводы о размере рыночной стоимости объекта капитального строительства, изложенные в отчете, в основу принятого решения.
Решением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, требования Ломакина В.В. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:39:0101010:299, расположенного по адресу: "адрес", ш. Орское, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 744 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Ломакиным В.В. и ООО "МЭКА" в лице директора ФИО5 заключен договор на проведение оценки N М248 (л.д.94-96).
В соответствии с пунктом 1.1 договора N М248 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом договора является: проведение оценки объектов недвижимости, согласно перечню и на условиях, указанных в Задании на оценку (Приложение N). В соответствии с п. 1 Приложения N к договоруN М248 от ДД.ММ.ГГГГ, объектом оценки является - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный на "адрес".
Согласно пункту 2.1 договора стоимость услуг определена в сумме 50 000 рублей. Указанные денежные средства оплачены ООО "МЭКА" Ломакиным В.В, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90).
При обращении в суд административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком по операции от октября 2022 г. (л.д. 4).
Удовлетворяя заявление административного истца о взыскании с административного ответчика ГБУ " "адрес"" судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что п.п. 2.4.1 и 2.4.2 Устава ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"", утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" осуществляет следующие виды деятельности: деятельность по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, а также деятельность по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", ш. Орское, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" в размере 285 752, 2 рубля, что существенно в 3, 04 раза (67, 2%) превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 744 рубля.
В силу положений частей 3, 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ бюджетное учреждение несет ответственность за нарушение требований настоящего федерального закона; убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетными учреждением, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения.
Исходя из приведенного правового регулирования, с учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости, ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"" является государственным органом, определившим кадастровую стоимость спорного земельного участка.
Суд первой инстанции пришел выводу о том, что лицом, за счет которого подлежат возмещению административному истцу понесенные по делу судебные расходы, является ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки "адрес"".
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах и сделаны при правильном применении норм процессуального права.
В частной жалобе административный ответчик ГБУ " "адрес"" указало, что обращение административного истца в суд с иском об установлении кадастровой объекта недвижимости связано с реализацией его права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением прав административного истца административным ответчиком, при рассмотрении дела не установлено, что имели место нарушения методологи проведения массовой оценки.
Указанные доводы частной жалобы не могут повлечь отмену определения суда по следующим основаниям.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться, как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установленная в порядке государственной оценки в размере 285 752, 2 рубля превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости в размере 93 744 рубля в 3, 04 раза.
Таким образом, ранее определенная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Установив, что административным истцом представлены надлежащие доказательства несения указанных судебных расходов, суд пришел к правильному выводу о том, что понесенные административным истцом судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на административного ответчика, ГБУ " "адрес"", как на государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что в случаях, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости) признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В данном случае административный истец не мог обратиться в суд без представления отчета об оценке, в связи с чем, расходы административного истца на оплату отчета об оценке являются необходимыми судебными расходами и подлежат взысканию с административного ответчика ГБУ " "адрес"".
Доводы частной жалобы о завышенной стоимости работ по оценке суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 11-13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дел", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с расходов.
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, его глава 10, относит к судебным расходам, т.е. затратам, понесенным в целях реализации права на доступ к правосудию участниками процесса в ходе рассмотрения административного дела, государственную пошлину и издержки, которые связаны с рассмотрением административного дела, включая суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам, и перечень которых не является исчерпывающим (статьи 103 и 106). Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей общие для всех категорий административных дел правила распределения судебных расходов, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, касающихся освобождения от возмещения издержек льготных категорий граждан (статья 107) и лиц, освобожденных судом от уплаты расходов исходя из их имущественного положения (часть 3 статьи 109). Иных исключений из этих общих правил данный Кодекс не содержит.
Соответственно, не предусмотрены какие-либо специальные правила распределения судебных расходов и применительно к рассмотрению дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, осуществляемому в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации - исходя из необходимости обеспечения правовой определенности и единообразия судебной практики при решении вопросов, касающихся распределения понесенных по таким делам судебных расходов, - даны разъяснения, предполагающие возможность дифференцированного, с учетом объективной специфики данной категории дел, подхода к применению принципа присуждения судебных расходов лицу, в пользу которого состоялось судебное решение, в целях сбалансированной реализации частных и публичных интересов.
Доводы частной жалобы о том, что результаты проведенной истцом оценки не оспаривались административным ответчиком, об отсутствии у ответчика с административным истцом противоположных юридических интересов, не имеют правового значения и не учитывают подлежащих применению к спорным правоотношениям положений административного процессуального закона во взаимосвязи с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил положения КАС РФ и разъяснения высших судебных инстанций в части распределения судебных расходов.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
Определение Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании судебных расходов по настоящему административному делу оставить без изменения, частную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр Государственной кадастровой оценки "адрес"" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.