Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭнерджиПро-НН" о признании недействующим в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.11.2021 N46/30, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 27 февраля 2023 года, которым административные исковые требования были удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области - Гришина А.С, представителя административного истца - Носова Р.Ю, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 ноября 2021 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение N46/30 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 ноября 2021 года N46/30).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 ноября 2021 года N46/30 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 25 ноября 2021 года, ему присвоен N18319-516-046/30. Данное решение опубликовано в сетевом издании "Нижегородская правда" (http://www.pravda-nn.ru) 25 ноября 2021 года.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 ноября 2021 года N46/30 постановлено:
1. Установить, что на территории Нижегородской области при осуществлении государственного регулирования тарифов подлежат установлению двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение.
2. В целях обеспечения возможности расчетов за горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения между организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и населением в переходный период до вступления в силу нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 05 июля 2017 N482, допускается установление наряду с двухкомпонентными тарифами однокомпонентных тарифов на горячую воду для населения.
ООО "ЭнерджиПро-НН" обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом измененных административных исковых требований) о признании не действующим Решения РСТ по Нижегородской области от 18.11.2021г. N46/30 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области", как противоречащему федеральному закону от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятым в соответствии с ним Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406, а так же Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения от 27 декабря 2013 года N1746-э и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", а именно п.2 Решения РСТ по Нижегородской области от 18.11.2021г. N46/30 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области", которым допускается установления наряду с двухкомпонентным тарифами однокомпонентных тарифов на горячую воду для населения с момента принятия указанного Решения.
Решением Нижегородского областного суда от 27 февраля 2023 года административное исковое заявление было удовлетворено частично.
Признано недействующим со дня вступления в законную силу п.2 Решения региональной службы по тарифам по Нижегородской области от 18.11.2021г. N46/30 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области".
В апелляционной жалобе региональная служба по тарифам Нижегородской области просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам Нижегородской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующий в деле прокурор полагал, что решение суда законно, просил оставить его без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на неё, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении).
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N1746-э.
В соответствии с требованиями п.88 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Во исполнение данного требования Закона был издан Указ Губернатора Нижегородской Области от 2 ноября 2021 г. N 191 "Об определении органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченного на принятие решения об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Нижегородской области".
Согласно данному Указу Губернатора Нижегородской области, полномочиями наделена региональная служба по тарифам Нижегородской области уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на принятие решения об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Нижегородской области.
На основании данного указа Региональная служба по тарифам Нижегородской области приняла Решение N46/30 от 18.11.2021г. "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области", а именно:
1. Установить, что на территории Нижегородской области при осуществлении государственного регулирования тарифов подлежат установлению двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение.
2. В целях обеспечения возможности расчетов за горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения между организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и населением в переходный период до вступления в силу нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 05 июля 2017 N482, допускается установление наряду с двухкомпонентными тарифами однокомпонентных тарифов на горячую воду для населения.
Однако установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и однокомпонентного тарифа порождает неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Кроме того согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 35 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке содержания оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, являются ли они определенными. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Оценив содержание оспариваемой нормы (допускается установление наряду с двухкомпонентными тарифами однокомпонентных тарифов на горячую воду для населения) суд приходит к выводу, что оно этим критериям не отвечает.
Оспариваемые нормативные положения в системе действующего правового регулирования не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, так как их содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, приводит к возможности их произвольного применения, вследствие чего в отсутствие нормативно закрепленных условий и критериев установления однокомпонентного или двухкомпонентного тарифов предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения в сфере тарифного урегулирования.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и однокомпонентного тарифа порождает неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
При возникновении споров в сфере тарифного регулирования необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды. Установленные решение региональной службы по тарифам от 18.11.2021 N46/30 применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивали его права на их определение в законно-установленном размере.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Таким образом, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца, как ресурсоснабжающей организацией, у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела по существу, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, и отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.11.2021г. N46/30 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения на территории Нижегородской области" в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и нарушают права и законные интересы ООО "ЭнерджиПро-НН".
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.