Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем
Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Барановой Ирины Евгеньевны о признании недействующим со дня принятия пункт 2941 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 9 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - ФИО1 заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерством имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, опубликованным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год (далее также - Перечень на 2022 год).
Под пунктом 2941 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес" (далее также - здание с кадастровым номером N спорный объект недвижимости).
Баранова И.Е. (далее также - административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2941 Перечня на 2022 год, указав в обоснование иска, что принадлежащее ей на праве собственности здание с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), в связи с чем не подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость; включение нежилого здания в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
Решением Самарского областного суда от 9 марта 2023 года требования Барановой Ирины Евгеньевны удовлетворены; признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 2941 нежилого здания с кадастровым номером N; с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Барановой Ирины Евгеньевны взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области (далее также - Министерство) просит решение Самарского областного суда от 9 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта.
По мнению заявителя жалобы, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на котором расположено спорное здание с кадастровым номером N - "для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению и организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро" - прямо предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, что позволяет отнести объект недвижимости с кадастровым номером N к объектам бытового обслуживания. Кроме того, Министерством в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства самарской области от 25.07.2016 N402, по заявлению административного истца от 21.10.2022 г. проведен осмотр 13.01.2023 г. и установлено, что более 20% от общей площади данного нежилого здания используется для размещения объекта бытового обслуживания - химчистки, о чем составлен Акт осмотра объекта недвижимости.
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного ответчика, Министерства имущественных отношений Самарской области - ФИО2 участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, поддержал апелляционную жалобу, просил решение Самарского областного суда от 9 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан оспариваемый приказ от 22 октября 2021 года N 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости - здание с кадастровым номером N - включено под пунктом 2941 Перечня на 2022 год.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом спорных правоотношений, поскольку в связи с включением спорного здания в оспариваемый Перечень затрагиваются его права и законные интересы, соответственно, он обладает правом на обжалование нормативного правового акта в указанной части.
Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства, следует, что приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, здание с кадастровым номером N на юридически значимую дату (дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) имело следующие характеристики: площадь - 406, 0 кв. м, назначение - нежилое, наименование - Нежилое здание Литера Г (Участок N9); располагалось на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования - для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению и организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
По сведениям технического паспорта, выполненного Самарским областным отделением Средневолжского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 2 июня 2004 года, представленного административным истцом, в нежилом здании общей площадью 406 кв.м. расположены помещения следующего назначения: производственное, душ, туалет, раздевалка, кабинет, коридор, лестничная клетка, склад.
Во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств из филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области поступила копия кадастрового (реестрового) дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, включающая копию технического паспорта на комплекс зданий, расположенных по адресу: "адрес", включающий технический паспорт на здание Литера Г участок N9 площадью 406, 0 кв.м, с изменениями по состоянию на 25.08.2000 г.
В материалах кадастрового (реестрового) дела объекта недвижимости с кадастровым номером N технический паспорт, выполненный Самарским областным отделением Средневолжского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 2 июня 2004 года, отсутствует, соответственно, для сведений Единого государственного реестра недвижимости, не учтен.
Согласно сведениям технического паспорта здания общей площадью 406, 0 кв.м. по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 25.08.2000 г, являющегося документом технического учета (инвентаризации) здания с кадастровым номером N, входящим в состав реестрового (кадастрового) дела указанного объекта недвижимости, соответственно, учтенного для сведений Единого государственного реестра недвижимости, здание (Литера Г участок N9) имеет назначение - здание химчистки и крашения, производственное, котельная, в данном здании предусмотрены помещения со следующим назначением: склад, производственное, кабинет, котельная, помещение, коридор, лестничная клетка, душ, туалет, раздевалка.
Перечисленные в технических паспортах на задание с кадастровым номером N помещения не могут быть однозначно отнесены к помещениям, предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", соответственно, наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение "кабинет", не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 НК РФ.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в здание с кадастровым номером N ни в материалах административного дела, ни в материалах кадастрового (реестрового) дела данного объекта недвижимости не имеется.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации, включающая статью 378.2, не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания".
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Из имеющегося в составе кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N технического паспорта следует, что по адресу: "адрес" на дату составления документа технического учета (инвентаризации) располагался комплекс зданий фабрики химчистки, включающий здание Литера Г участок N9 площадью 406, 0 кв.м.; назначение данного здания указано как "здание фабрики химчистки и крашения", производственное, котельная.
В техническом паспорте здания Литера Г участок N9 площадью 406, 0 кв.м. имеется указание на предназначение помещений в составе данного объекта недвижимости как "бытовое обслуживание".
Вместе с тем, несмотря на то, что химчистка относится к бытовому обслуживанию, она предусматривает использование объекта недвижимости как непосредственно для оказания соответствующих услуг населению и организациям, так и производственную деятельность.
Из вышеприведенных документов технического учета (инвентаризации) следует, что в составе здания с кадастровым номером N отсутствуют помещения с назначением, наименованием, разрешенным использованием, предусматривающим размещение химчистки именно как объекта бытового обслуживания, т.е. в целях заключения договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина, и расчетов с потребителями - пункты заказов, кассы и т.п.
Напротив, из вышеуказанной технической документации, несмотря на бытовой характер услуг химчистки, прямо следует производственное назначение спорного объекта недвижимости, следовательно, здание, исходя из его предназначения в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) подлежит отнесению не к объектам бытового обслуживания, а к производственным объектам.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы в отсутствие обследования фактического использования спорного объекта недвижимости вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению и организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)", равно как указание предназначения помещений "бытовое обслуживание" в техническом паспорте по состоянию на 25.08.2000 г, с учетом производственного назначения данного здания согласно сведениям этого же технического паспорта, не позволяют с достаточной очевидностью отнести объект недвижимости с кадастровым номером N к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, поскольку не свидетельствуют о том, что в данном здании предусмотрено размещение объекта бытового обслуживания, то есть объекта недвижимости, предназначенного для использования или используемого для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2022 г.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N на момент его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год не проводились.
Как правильно указано судом первой инстанции, Акт осмотра, выполненный сотрудниками ГБУ СО "ЦРР" 13 января 2023 года, не может быть принят в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку не отражает фактическое использование здания на дату утверждения Перечня на 2022 год. Более того, обследование, по результатам которого составлен указанный Акт, проведено по истечении налогового периода, на которых утвержден оспариваемый в части Перечень.
Стороной административного истца представлены уведомления о расторжении договоров по химчистке и стирке белья с организациями.
Из ответов Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области на запрос Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции следует, что на юридически значимую дату (дату утверждения Перечня на 2022 год) контрольно-кассовая техника в здании с кадастровым номером N не была зарегистрирована.
Доказательств оказания в здании с кадастровым номером N на юридически значимую дату (дату утверждения Перечня на 2022 год) бытовых услуг населению, заключения договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина, как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции не представлено.
Исходя из изложенного, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в спорном объекте недвижимости помещений общей площадью не менее 20 процентов его общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, равно как и доказательств использования не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административным ответчиком, Министерством имущественных отношений Самарской области, доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания с кадастровым номером N условиям, установленным Налоговым кодекса Российской Федерации и необходимым для его включения в Перечни, не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что объект недвижимости с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень включению не подлежал.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, обоснованно признал пункт 2941 Перечня недействующим с даты принятия приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Барановой И.Е. о признании недействующим пункта 2941 Перечня на 2022 год, с чем соглашается судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.