Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Южанинова Евгения Леонидовича о признании недействующими со дня принятия пункта 2201 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1137 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 1048 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункта 5159 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительством Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п), опубликованным 9 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, том 2, а также размещенным 2 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2020 год).
Постановлением Правительством Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п), опубликованным 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительством Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п), опубликованным 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2022 год).
Постановлением Правительством Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п), опубликованным 28 ноября 2022 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 47, том 1, а также размещенным 28 ноября 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2023 год).
Под пунктом 2201 Перечня на 2020 год, под пунктом 1137 Перечня на 2021 год, под пунктом 1048 Перечня на 2022 год, под пунктом 5159 Перечня на 2023 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Южанинов Е.Л. (далее также - административный истец), являясь собственником здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2201, 1137, 1048, 5159 Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы, мотивируя свое требование тем, что спорное здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем неправомерно включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что нарушает его законные интересы, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 28 февраля 2023 года административное исковое заявление Южанинова Евгения Леонидовича удовлетворено;
признан недействующим со дня принятия пункт 2201 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
признан недействующим со дня принятия пункт 1137 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
признан недействующим со дня принятия пункт 1048 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
признан недействующим со дня принятия пункт 5159 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
с Правительства Пермского края в пользу Южанинова Евгения Леонидовича взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края (далее также Правительство) просит решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик указал, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером N представляет собой 3-этажное нежилое здание площадью 1001, 6 кв.м, имеет наименование "административное здание", следовательно, предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, и обоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022, 2023 годы на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, согласно пояснениям административного истца Объект фактически используется по договору аренды ПАО "МТС" для осуществления уставной деятельности по оказанию услуг связи, в том числе в здании размещаются офисы организации. Таким образом, фактическое использование объекта соответствует административному назначению здания. Назначение помещений в спорном здании, имеющих наименование "кабинет", соответствует деловому, административному или коммерческому назначению, предусмотренному ст. 378.2 НК РФ. Данному доводу судом первой инстанции надлежащая правовая оценка не дана. Кроме того, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "под 2-этажное кирпичное административное здание с цокольным этажом", который определенно и однозначно предусматривает размещение и эксплуатацию административно-делового центра, что является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК).
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК (в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года N458-ПК) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п, постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п, постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п, постановление Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Южанинов Е.Л. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N наименование - административное здание, площадь 1001, 6 кв.м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, д. 74.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что объект недвижимости с кадастровым N имеет назначение - "нежилое", наименование - "административное здание", расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "под 2-этажное кирпичное административное здание с цокольным этажом", категория земель - "земли населенных пунктов".
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Пермскому краю на запрос суда первой инстанции следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года установлен по документу как "под 2-этажное кирпичное административное здание с цокольным этажом", по классификатору - "для иного использования". В результате корректировки сведений Управлением Росреестра по Пермскому краю внесены изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка, по состоянию на 21 июня 2019 года вид разрешенного использования земельного участка установлен по документу как "под 2-этажное кирпичное административное здание с цокольным этажом", по классификатору - "для общего пользования (уличная сеть)". В период с 21 июня 2019 года по 2023 год вид разрешенного использования земельного участка не изменялся.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ошибочное указание категории земель "земли населенных пунктов" как вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на правильность вывода по существу дела не повлияло, поскольку вид разрешенного использования земельного участка "под 2-этажное кирпичное административное здание с цокольным этажом" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2020 год, на 2021 год, 2022 год, на 2023 год включению не подлежало.
Из содержания технического паспорта здания общей площадью 1001, 6 кв.м. по адресу: "адрес" составленного по состоянию на 05.12.2005 г, являющегося документом технического учета (инвентаризации) здания с кадастровым номером N, входящего также в состав реестрового (кадастрового) дела указанного объекта недвижимости, соответственно, учтенного для сведений Единого государственного реестра недвижимости, в данном здании предусмотрены помещения со следующим назначением:
- цокольный этаж: бытовая комната, туалет, умывальник, душ, комната отдыха, комната персонала, тепловой пункт, электрощитовая, коридор, кладовая, стоянка, венткамера, - первый этаж: кабинет, гардероб, умывальник, туалет, кладовая, лестничная клетка, комната охранника, тамбур, коридор, - второй этаж: кабинет, умывальник, туалет, гардероб, кладовая, лестничная клетка.
Перечисленные в техническом паспорте на задание с кадастровым номером N помещения не могут быть однозначно отнесены к помещениям, предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", соответственно, наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение "кабинет", не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 НК РФ.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в здание с кадастровым номером N ни в материалах административного дела, ни в материалах кадастрового (реестрового) дела данного объекта недвижимости не имеется.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год включению также не подлежали.
Вопреки доводам апелляционной жалобы назначение здания "нежилое" и наименование - "административное здание", также не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как предусматривающее размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и не позволяет с достаточной очевидностью отнести объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и зданиям, предназначенным для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год не проводились.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2020 г, до 01.01.2021 г, до 01.01.2022 г. и до 01.01.2023 г.
Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на момент включения здания в оспариваемые Перечни не проверялось; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N проводилось обследованию с целью определения вида его фактического использования.
Как установлено судом, следует из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, здание с кадастровым номером N по договору аренды между ООО "РУФФ" в лице Генерального директора Южанинова Евгения Леонидовича и ОАО "МТС" с 1 июня 2013 года (с учетом дополнительного соглашения от 31 января 2018 года) по настоящее время передано в пользование последнему.
Из раздела 1 договора аренды, следует, что передаваемое в аренду здание, предназначено для использования арендатором в соответствии с условиями договора, в том числе вправе использовать арендуемые помещения под офис.
При этом использование объекта недвижимого имущества в качестве офиса по смыслу ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает реализацию в соответствующем объекте недвижимости (или его части) услуг, работ, товаров на возмездной основе посредством заключения договоров и расчетов по ним.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ПАО "МТС" (ранее ОАО "МТС") является деятельность в области связи на базе беспроводных технологий (ОКВЭД 61.20) и дополнительными видами деятельности такими как: строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2), строительство местных линий электропередачи и связи (ОКВЭД 42.22.2) и так далее.
Из письменных пояснений представителя административного истца, следует, что здание на протяжении всего срока аренды используется арендатором по назначению: в здании расположено оборудование, обеспечивающее различные виды связи, рабочие места сотрудников.
Проанализировав материалы дела, в том числе, акт фотосъемки от 27 февраля 2023 года, договор аренды, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что арендуемое ПАО "МТС" здание в юридически значимый период использовалось для размещения работников, а также для осуществления непосредственной деятельности предприятия; при этом административным ответчиком каких-либо доказательств того, что спорное здание имеет самостоятельное офисное назначение и не предназначено для обслуживания деятельности ПАО "МТС", в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 62, пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Административным ответчиком, Правительством Пермского края, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания с кадастровым номером N условиям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для их включения в Перечни, не представлено.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, обоснованно признал соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия Правительством Пермского края Постановлений от 28 ноября 2019 года N 874-п, от 25 ноября 2020 года N 896-п, от 29 ноября 2021 года N 940-п, от 24 ноября 2022 года N 992-п.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Южанинова Е.Л. о признании недействующим пункта 2201 Перечня на 2020 год, пункта Перечня на 2021 год, пункта 1048 Перечня на 2022 год, пункта 5159 Перечня на 2023 год, с чем соглашается судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.