Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Нафикова И.А., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан
на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 16.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Джамиева М. К. к Каспийскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Республике Дагестан, государственному регистратору Алхулаевой Д. М. и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об оспаривании отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Джамиев М.К. обратился в Каспийский городской суд Республики Дагестан с административным иском о признании незаконным отказа административного ответчика в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с/т "Радуга", участок N, просил возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать за ним право собственности на данный земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что он является собственником указанного земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается свидетельством N 2г-48-Д-461 от 19.06.1996. 08.09.2021 через МФЦ он обратился к административному ответчику для регистрации права собственности на земельный участок, в чем уведомлением от 18.10.2021 ему было отказано.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 16.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023, заявленные требования удовлетворены частично, отказ Каспийского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан в регистрации права собственности на земельный участок от 18.10.2021 N КУВД-001/2021-36970620/3 признан незаконным, на Каспийский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации за Джамиевым М.К. права собственности на земельный участок.
Не согласившись с постановленными судебными актами Управление Росреестра по Республике Дагестан обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, обоснованности оспариваемого отказа по приведенным в нем доводам и не представлением при проверке представленных на регистрацию документов доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка административному истцу. Просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31.05.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Предметом спора по настоящему делу выступает отказ регистрирующего органа в осуществлении государственного кадастрового учета права собственности физического лица на земельный участок.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета, к каковым, в том числе, не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как следует из материалов дела, 08.09.2021 Джамиев М.К. обратился в территориальный отдел Росреестра по Республике Дагестан с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: г. Каспийск, с/т "Радуга", участок N. В подтверждение прав на него административным истцом стороне административного ответчика представлено свидетельство на право пожизненно наследуемого владения на землю NГ-48-Д-461 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Джамиеву М.К. предоставлен земельный участок N, площадью 500 кв.м, для использования под садоводство в садовом товариществе "Радуга", на основании постановления Каспийской городской администрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.04.2003, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости местоположение земельного участка с/т "Радуга".
16.09.2021 государственным регистратором Алхулаевой Д.М. принято решение о приостановлении государственной регистрации права, в связи с направлением в Администрацию ГО "город Каспийск" запроса о подтверждении факта выдачи свидетельства на право пожизненно наследуемого владения NГ-48-Д-461 от 19.06.1996 и направлении архивной копии решения N 139 от 31.03.1995 в соответствии с которым был предоставлен земельный участок.
18.10.2021 государственным регистратором Алхулаевой Д.М. было принято решение об отказе в государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Каспийск, с/т "Радуга", участок N 3 с указанием на то, что в ответе на межведомственный запрос факт выдачи Свидетельства о предоставлении земельного участка Джамиеву М.К. не подтверждается. Сведения о предоставлении земельного участка истцу, а также архивные копии документов в ответе на запрос отсутствуют. К ответу приложена копия решения N 139 от 31.03.1995 которая содержит сведения о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу "Радуга".
В соответствии с данным решением (постановлением) Каспийская городская администрация предоставила садоводческому товариществу "Радуга" земельный участок площадью 9 га в бессрочное пользование для ведения коллективного садоводства.
Вместе с тем, именно на основании данного постановления Джамиеву М.К. предоставлен спорный земельный участок и выдано свидетельство на право пожизненно наследуемого владения на землю N 2Г-48-Д-461 от 19.06.1996.
Как следует из справки, выданной Каспийским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству от 02.06.2003, - в соответствии с постановлениемN 139 от 31.03.1995 Джамиеву М.К. предоставляется земельный участок N 3.
С учетом изложенного, принимая во внимание предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении государственной регистрации, установленные судами обстоятельства, наличие доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка административному истцу и легитимность его владения им, - суды пришли к правильному выводу о незаконности отказа, который нарушает права и законные интересы административного истца.
На момент принятия решения об отказе административный ответчик располагал документом, на основании которого административному истцу было выдано свидетельство на земельный участок, само свидетельство было предоставлено изначально регистрирующему органу. Тот факт, что такое свидетельство не было предоставлено в порядке межведомственного взаимодействия, с учетом доказательств выделения земельного участка административному истцу, что подтверждается справкой органа исполнительной власти, выданной 02.06.2003, - не может ограничивать права административного истца на регистрацию прав на земельный участок, находящийся у него во владении на законных основаниях.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия отмечает, что исходя из содержания статей 131 и 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком является вещным правом. При этом в отличие от права собственности на земельные участки право пожизненного наследуемого владения земельным участком является ограниченным по объему, поскольку распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству (статья 267 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется на основании документов, указанных в статье 49 указанного Закона.
А именно, документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на земельный участок. Такие документы административным истцом, владеющим земельным участком на праве пожизненного владения с целью использования его для садоводства, регистрирующему органу были представлены, в связи с чем отказ по приведенным в нем доводам также являлся незаконным и с учетом изложенного.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 16.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А.Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.