Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Байрамукова Н.А. к администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности восстановить семью в списках участников муниципальной программы под ранее закрепленным номером, с учетом продвижения очереди, по кассационной жалобе Байрамукова Нуриддина Абулкеримовича на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав представителя Байрамукова Н.А, действующую на основании доверенности Соломину Н.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Байрамуков Н.А. обратился в суд с административным иском к администрации Карачаевского городского округа КЧР, в котором с учетом уточнений, просил признать незаконным и отменить постановление администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении семьи Байрамукова Н.А. из состава участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Карачаевском городском округе"; обязать ответчика восстановить семью истца, состоящую из пяти человек, в списках участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Карачаевском городском округе" под ранее закрепленным номером с учетом продвижения в очереди и на условиях, существовавших на момент принятия такого решения.
В обоснование требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о включении его семьи в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы". К указанному заявлению были приложены все необходимые документы. Его семья была включена в соответствующий список. В 2020 году они занимали в очереди 31 место. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление об исключении из списка на основании оспариваемого постановления в связи с достижением возраста 36 лет. В настоящее время жилищные условия семьи не изменились, они нуждаются в улучшении жилищных условий, а отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
Решением Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Байрамукову Н.А. отказано.
Определением от 10 августа 2022 года судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики перешла к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передала гражданское дело по апелляционной жалобе Байрамукова Н.А. на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2023 года в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 февраля 2023 года решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Байрамукова Н.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив материалы данного гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Байрамуков Н.А. обратился в администрацию Карачаевского городского округа КЧР с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы его семьи в составе: супруги Дудовой Л.Д. и двоих детей Байрамуковой К.Н. и Байрамукова К.Н.
Постановлением мэра Карачаевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N семья истца принята на учет как нуждающаяся в жилом помещении и включена в соответствующий список.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Карачаевскому городскому округу под регистрационным номером 550.
ДД.ММ.ГГГГ мэром Карачаевского городского округа вынесено постановление N "Об исключении семей, достигших предельного возраста, из списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату по Карачаевскому городскому округу", согласно которому семья истца исключена из состава участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Карачаевском городском округе".
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление N об исключении его семьи из состава участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Карачаевском городском округе".
При этом, на момент исключения семьи из состава участников программы истец Байрамуков Н.А. достиг возраста "данные изъяты" год, его супруга Дудова Л.Д. - "данные изъяты" лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году семья Байрамуковых перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, поскольку возраст истца и его супруги превысил 35 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При проверке доводов апелляционной жалобы об оспаривании факта вынесения мэром Карачаевского городского округа оспариваемого постановления по ходатайству представителя истца судом апелляционной инстанции были истребованы и приобщены к материалам дела надлежащим образом заверенные копии постановления мэра Карачаевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении семей, достигших предельного возраста, из списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату по Карачаевскому городскому округу" и регламент Отдела туризма и молодежной политики администрации Карачаевского городского округа. Исследовав указанные документы, приобщенные в суде апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050; подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года N34.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
При этом включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, само по себе не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Пунктом 24 названных Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, что предусмотрено пунктом 26 Правил.
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В силу абзаца 2 пункта 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных норм права, исходя из того, что на день исключения из состава участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Карачаевском городском округе" семья Байрамуковых перестала соответствовать установленным пунктом 27 Правил требованиям, поскольку возраст истца и его супруги превысил 35 лет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления от 25 августа 2021 года N830.
Суды нижестоящих инстанций верно указали, что факт включения семьи истца в список участников подпрограммы "Обеспечение молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, в том числе о том, что в материалах дела отсутствует постановление ответчика от 25 августа 2021 года N830 и не исследовались сведения о соблюдении очередности при принятии решений о выплатах, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное мнение о характере разрешения спора, и в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии со стороны судов первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.