Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Росиной Е.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Касмылина Александра Григорьевича к ГУ-ОПФ РФ по Ставропольскому краю, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о незаконности отказа во включении периодов работы в страховой стаж работы и назначении пенсии, о признании права на досрочную пенсию, о незаконности действий работодателя по предоставлению недостоверной документации об условиях и характере работы, по кассационной жалобе Касмылина Александра Григорьевича на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав Касмылина А.Г. и его представителя адвоката ФИО8, действующую на основании ордера и доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ФИО9 и ФИО10, действующих на основании доверенностей, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Касмылин А.Г. обратился в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю и ГУП СК "Ставропольводоканал" о признании незаконным решения Кисловодского городского суда от 14 сентября 2022 года о незаконности отказа во включении периодов работы в страховой стаж работы и в назначении пенсии; о признании права на досрочную пенсию; о незаконности действий работодателя по предоставлению недостоверной документации об условиях и характере работы.
Обращаясь в суд, Касмылин А.Г. указал, что решением ГУ - ОПФ РФ по Ставропольскому краю N8 от 09 марта 2022 года ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости за отсутствием стажа на соответствующих видах работ, предоставляющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответчиком в стаж не включены периоды: обучения в ГПТУ-29 гор.Кисловодска с 01 сентября 1983г. по 15 июля 1986г. (2 года 9 месяцев 15 дней), период обучения в Кисловодском ПУ-29 с 27 апреля 1998г. по 28 мая 1998г. (1 месяц), период срочной военной службы в составе ВС СССР с 18 октября 1986г. по 04 декабря 1988г. (2 года 1 месяц 16 дней), период его работы с 21 октября 1991 года по 12 мая 1993 года (1 год 6 месяцев 21 день) и с 12 мая 1993 года по 7 июля 1997 года (4 года 1 месяц 26 дней) в должности газосварщика 2 и 4 разряда в цехе ППМСУ треста "Ставропольпромвентиляция", так как данная должность не предусмотрена Списком N2 от 26 января 1991 года и не подтверждена полная занятость в профессии; период работы с 27 июня 1998г. по 01 января 2004г. (5 лет 6 месяцев 5 дней) в МПП "Водоканал" г.Кисловодска электросварщиком 4 разряда; с 01 января 2004г. по 01 ноября 2015г. (11 лет 10 мес) в филиале ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Кисловодский "Водоканал" электрогазосварщиком 5 разряда; с 01.11.2015г. по 30.11.2017г. (2 года 1 месяц) в производственно-техническом подразделении "Кисловодское" РЭУ водоснабжения "Кисловодский" электрогазосварщиком - врезчиком 5 разряда, так как отсутствует полная занятость, работодателем сданы сведения без указания кода льготы, имеются сведения о совмещении профессий.
Просил включить в специальный страховой стаж указанные периоды, признав незаконными действия работодателя ФГУП СК "Ставрополькрайводоканал", выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений для индивидуального персонифицированного учета, не оформлении надлежащих документов о характере и условиях труда.
С учетом спорных периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, у него имелся стаж на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400ФЗ "О страховых пенсиях" с даты подачи указанного заявления.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Касмылина А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2022 года решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Касмылин А.Г. просит об отмене решения Кисловодского городского суда и апелляционного определения ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, существенного нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на кассационную жалобу содержится просьба об оставлении апелляционного определения без изменения.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как установлено судом первой инстанции, 02 декабря 2021 года Касмылин А.Г. обратился в ГУ УПФ РФ по Ставропольскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю от 09 марта 2022 года N Касмылину А.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемых 12 лет 6 месяцев работы в тяжелых условиях труда, предоставляющих право на досрочное назначение страховой пенсии.
Стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует (при требуемом для мужчины в возрасте 55 лет- не менее 12 лет 6 мес.).
Сведения о страховом стаже и индивидуальном пенсионном коэффициенте в решении пенсионного органа отсутствуют.
Дата регистрации Касмылина А.Г. в системе обязательного пенсионного страхования - 23.09.1997г.
Органом пенсионного обеспечения отказано во включении в стаж периодов работы:
- с 14 февраля 1989 г. по 07 июля 1997 г. - слесарем - сантехником и электросварщиком в ТОО "Пятигорсксантехмонтаж" поскольку отсутствует приказ о переводе заявителя электросварщиком и отсутствуют сведения о постоянной полной занятости по указанной профессии;
- с 27 июня 1998г. по 30 ноября 2017 г. - электрогазосварщиком в МПП "Водоканал", поскольку в соответствии с Положением об организации заработной платы труда работников тарифные ставки электрогазосварщиков увеличены на сумму совмещения профессии слесаря аварийно-восстановительных работ в размере 50%, следовательно отсутствовала постоянная занятость в течении полного рабочего дня по профессии электрогазосварщик. Также отсутствуют начисления и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. Индивидуальные сведения сданы без указания кода льготной позиции за указанный период.
Суждения по спорным периодам работы истца с 21 октября 1991 г. по 12 мая 1993 г. и с 12 мая 1993 г. по 7 июля 1997 г. в должности газосварщика 2 и 4 разряда в цехе ППМСУ треста "Ставропольпромвентиляция" в решении от 09 марта 2022 года N отсутствуют.
Все заявленные в иске периоды учебы, службы, работы подтверждены записями в трудовой книжке серии AT-IV N, выданной 09 января 1989 года на имя Касмылина А.Г.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы (условия труда) и подтверждающей постоянную занятость на соответствующих видах работ, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной Филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 31 марта 2017 года, Касмылин А.Г. постоянно полный рабочий день работает в учреждении в должности электрогазосварщика 4 разряда в цехе ППМСУ треста "Ставропольпромвентиляция".
Работодателем ФГУП СК "Ставрополькрайводоканал" представлена личная карточка работника формы Т-2, подтверждающая работу истца с 16.07.1997г. в должности слесаря, с 27.06.1998г. в должности электрогазосварщика 4 разряда, с 01.01.2004г. - электрогазосварщика 5 разряда.
Представлена карта аттестации рабочего места по условиям труда N "электрогазосварщик" от 21.05.2012г, которой подтверждено право на досрочное назначение трудовой пенсии (постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N, п. 23200000-19906).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 02 декабря 2021 года период работы КасмылинаА.Г. в ГУП СК "Ставропольводоканал" ноябрь 2017 года указан с кодом льготной профессии (л.д.123 об.).
В письме ответчика от 28 апреля 2022г. указано, что стаж на соответствующих видах работ по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета составляет 1 месяц (при требуемом 12 лет 6 месяце для мужчины в возрасте 55 лет). Кроме того, указаны периоды, не отраженные в оспариваемом решении пенсионного органа с 21 октября 199 г. по 7 июля 1997 г. в должности газосварщика 2 и 4 разряда в цехе ППМСУ треста "Ставропольпромвентиляция" с указанием на то, что этот период не может быть включен в стаж работы с тяжелыми условиями труда, поскольку в справке от 27.01.2022 г. N, выданной архивным отделом администрации города Пятигорска отсутствуют сведения о переводе электросварщиком. Справка не содержит сведений о занятости заявителя в качестве электросварщика ручной сварки, как предусмотрено разделом XXIII Списка N (1991г).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N, согласившись с доводами ответчиков об отсутствии у Касмылина А.Г. специального стажа работы, необходимого для признания за ним права на досрочную страховую пенсию по старости согласно п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", признал законным решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Отказывая во включении в страховой стаж истца спорных периодов работы в должности электрогазосварщика, суд первой инстанции исходил из того, что работодатель не уплачивал за ФИО11 необходимые взносы и получал доплату за совмещение профессий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014г. N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N), - Список N производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N. в разделе XXXII "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N раздела XXXIII "Общие профессии", утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Информационным письмом от 02.08.2000 г. Министерства труда и социального развития РФ N, Пенсионного фонда РФ N дано разъяснение, что "электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N (раздел XXXIII) как электрогазосварщики при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
При этом, время выполнявшихся до 01.01.1992г. работ, предусмотренных Списком N производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта (пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N).
Списком N производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N, предусмотрена профессия газосварщика и электросварщика. При этом наименование должности приведено без указания вида электросварки - ручная сварка, либо автоматическая и полуавтоматическая сварка. Следовательно, Список N от 1956 г. в отличие от Списка N от 1991 г, не требовал подтверждения вида выполняемой сварки и используемого сварочного оборудования. Также действующее на тот период пенсионное законодательство не предусматривало в качестве условия для назначения пенсии по Списку N требование о полной занятости в течение рабочего дня льготной трудовой функцией.
Поскольку действовавшее в спорный период пенсионное законодательство не содержало каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которой необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, следовательно, суд был вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004г, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N и N, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Таким образом, действовавшим в спорные периоды до 01.01.1992 г. пенсионным законодательством (Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N), не требовалось указания на вид сварки, и соответственно, не требовалось указания вида сварки.
Впервые требование об уточнении характера работы полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, установлено постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N, с 01.01.1992 г.
Так как часть спорных периодов работы истца в должности электрогазосварщика имела место до 01.01.1992г, что подтверждено записями в трудовой книжке истца, доказательства постоянной занятости в течение полного рабочего дня не требовались для включения этих периодов в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда. При наличии трудовой книжки установленного образца, подтверждающей факт работы в определенных условиях и в определенной должности, действует презумпция занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
При указанных обстоятельствах довод ответчика, с которым согласились судебные инстанции, о необходимости доказывания занятости в течение полного рабочего дня в льготной профессии в период работы до 01.01.1992г. основан на неправильном толковании норм материального права, а решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. N "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Как следует из материалов дела, Касмылин А.Г. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 23.09.1997г.
Таким образом, для включения периода работы истца с 01.01.1992г. по 23.09.1997г. в специальный стаж, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимо представить доказательства как фактического выполнения истцом работы электросварщика, вида сварки, так и занятости в течение полного рабочего дня в льготной профессии.
Период с 24.09.1997г. подтвержден работодателем в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица лишь частично, вместе с тем, как следует из оспариваемого решения, и этот период не был включен пенсионным органом в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
Несмотря на установление данного обстоятельства судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, а судом апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены.
Истец, оспаривая действия работодателя по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об уплачиваемых страховых взносах и сведений о периодах деятельности Касмылина А.Г, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, указывал на то, что периоды совмещения профессий подтверждены только ежегодными письмами работодателя, направляемыми с 2002 года по 2008 год в Пенсионный фонд РФ, а первичными документами сведения, указанные в данных письмах опровергаются и совмещение профессий имело место лишь в отдельные периоды работы. При этом работа в льготной профессии занимала более 80% времени и оплачивалась на полную ставку в размере 100%. Судами не проверены эти доводы, надлежащей правовой оценки представленным дополнительным соглашениям к трудовому договору, приказам, расчетным листками другим документам, судами не дано.
Судами не были исследованы и оценены обстоятельства, касающиеся полноты и достаточности документации, представленной истцом ответчику при обращении за назначением пенсии, полноте и правильности оспариваемого решения пенсионного органа.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Касмылина А.Г. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N-П).
Судебными инстанциями не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кисловодский городской суд Ставропольского края.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Росина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.