Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу Баймухаметова Егора Александровича на вступившие в законную силу постановление судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Баймухаметова Егора Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года, индивидуальный предприниматель Баймухаметов Е.А. (далее ИП Баймухаметов Е.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Баймухаметов Е.А. просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 названного Закона, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела, ИП Баймухаметов Е.А. осуществляет деятельность по розничной торговле продуктами питания и алкогольной продукции в магазине "Продукты 24 часа" расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Марченко, 13а.
При осуществлении деятельности ИП Баймухаметов Е.А. образуются отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, однако по состоянию на 12 часов 55 минут 29 ноября 2022 года ИП Баймухаметов Е.А. не выполнил обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ИП Баймухаметова Е.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП Баймухаметова Е.А. в его совершении подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводу о том, что несоблюдение ИП Баймухаметовым Е.А. требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Согласно выписке из ЕГРИП от 30 ноября 2022 года ИП Баймухаметов Е.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет розничную торговлю в неспециализированных магазинах.
Вопреки доводам ИП Баймухаметова Е.А. на нем в силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лежит обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В связи с неисполнением им данной обязанности он правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций. Они не опровергают наличие в деянии ИП Баймухаметова Е.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие ИП Баймухаметова Е.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения судьей районного суда дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении ИП Баймухаметову Е.А. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является обоснованным и справедливым.
Согласно части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненной Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.
Доводы жалобы о возможности в данном случае при назначении наказания применения положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ отклоняются, поскольку данное нарушение выявлено в ходе проверки сообщения, которое в силу пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона N 249-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не относится к государственному контролю (надзору).
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 20 декабря 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индустриального предпринимателя Баймухаметова Егора Александровича оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.