Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Феофиловой Л.В, Кокоевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года по административному делу N2а-1211/2022 по административному иску Оглы Андрея Петровича к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о признании незаконным бездействия, связанного с условиями содержания под стражей, присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Оглы А.П, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц, взыскании компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области в размере 400 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 16 ноября 2015 года по 28 августа 2016 года содержался под стражей в ФКУ СИЗО- 2 ГУФСИН России по Свердловской области, где не соблюдалась санитарная норма площади, отсутствовало спальное место; отсутствовала вентиляция; окна были не установленного размера; состояние помещения было антисанитарным в связи с засором туалета, медицинская помощь не оказывалась.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 28 октября 2022 года административное исковое заявление Оглы А.П. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 ГУ ФСИН России по Свердловской области по обеспечению надлежащих условий содержания в период с 16 ноября 2015 года по 28 августа 2016 года, выразившееся в несоблюдении нормы санитарной площади в камере на одного человека; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Оглы А.П. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Оглы А.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 28 октября 2022 года изменено, абзац второй дополнен указанием на бездействие, выразившееся в отсутствии индивидуального спального места, с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Оглы А.П. за ненадлежащие условия содержания взыскана компенсация в размере 10 000 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 апреля 2023 года представителем административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом не дана оценка доводам о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, не учтено, что в период содержании под стражей в надзорные органы с жалобами не обращался. Доказательств, какими именно действиями был причинен моральный вред, не предоставлено. Незначительное нарушение норм санитарной площади происходит по независящим от учреждения обстоятельствам, поскольку отказать в приеме следственно-арестованных и осужденных невозможно. Взысканная сумма компенсации не отвечает признакам разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Оглы А.П. взят под стражу 12 ноября 2015 года, в период с 6 ноября 2015 года по 28 августа 2016 года находился в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, содержался в следующих камерных помещениях: с 16 по 18 ноября 2015 года - N 5К площадью 13, 2 кв.м, оборудованном 3 спальными местами, содержалось от 2 до 3 человек;
- с 18 ноября по 25 декабря 2015 года - N 52 площадью 14, 6 кв.м, при норме содержания 3 человека оборудованном 5 спальными местами, содержалось от 3 до 5 человек;
- с 25 декабря 2015 года по 28 августа 2016 года - N 47 площадью 15, 1 кв.м, при норме содержания 3 человека оборудованном 5 спальными местами содержалось от 3 до 6 человек.
Разрешая вопрос о присуждении компенсации, суд руководствовался положениями статей 12.1, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, 17.1, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Установив, что в период с 16 ноября 2015 года по 28 августа 2016 года периодически количество лиц, содержащихся одновременно с истцом в камере, превышало допустимую норму, приняв во внимание характер и продолжительность нарушения, отсутствие доказательствв наступления неблагоприятных последствий, определилразмер компенсации в сумме 5 000 рублей.
Судебная коллегия, установив дополнительно бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии у административного истца индивидуального спального места, увеличила размер компенсации до 10 000 рублей.
Иные нарушения условий содержания Оглы А.П. судами не установлены.
Оснований не согласиться с выводами судов, с учетом доводов кассационной жалобы, не усматривается.
Судами в полном объеме установлены обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в предусмотренной законом процедуре с учетом положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Установив нарушение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области условий содержания осужденного Оглы А.П, суды пришли к верным выводам о наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, условий содержания под стражей, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец в период содержания в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области с соответствующими жалобами на условия содержания не обращался, основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку не опровергают установленные судами фактические обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о том, что нарушение санитарной площади происходит по независящим от администрации учреждения причинам, в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области отсутствуют иные площади для размещения спецконтингента, не опровергают выводы судов о нарушении условий содержания осужденного.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 174-О, часть 1 статьи 99 УИК РФ, содержащая дифференциацию норм жилой площади с учетом пола, возраста, состояния здоровья и условий отбывания наказания конкретным осужденным, с одной стороны, является юридической гарантией недопущения предоставления площади в камере ниже минимального размера, установленного законом, а с другой - не препятствует реализации рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных условий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, одной из целей которой является совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права (абзац 3 раздела III). Для реализации данной цели предполагается принятие дополнительных мер, в том числе предусматривающих улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях (абзац 17 раздела X).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области в части нормы жилой площади.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеприведенными выводами, учитывая также, что условия содержания в учреждении не предполагают возможности нахождения лица за пределами помещений с ненадлежащими условиями содержания.
Ссылка в кассационной жалобе на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с исковым заявлением подлежат отклонению.
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Судами при рассмотрении дела обоснованно не усмотрено оснований для применения срока давности в силу положений части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
Доводы кассационной жалобы об обращении истца за компенсацией по истечении длительного времени основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку не опровергают установленные судами фактические обстоятельства.
Устанавливая размер присужденной компенсации в сумме 10 000 рублей, суд апелляционной инстанции учел характер и обстоятельства имевших место нарушений, срок безосновательного претерпевания административным истцом лишений и ограничений, отсутствие негативных последствий для жизни и здоровья административного истца.
Присужденный размер является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных ответчиков в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Несогласие административных ответчиков с размером компенсации не может являться основанием для изменения состоявшихся по делу судебных актов, поскольку разрешение вопросов, связанных с определением размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделен такими полномочиями, не исследует и не оценивает доказательства.
Рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.