Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-458/2022 по иску Холобудько Михаила Сергеевича к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Холобудько М.С. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности по предоставлению вне очереди в собственность жилого помещения в виде квартиры в границах г. Перми, благоустроенного применительно к условиям г. Перми, состоящего не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 34, 6 кв.м.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме, пояснив, что ранее Ленинским районным судом г. Перми по иску администрации в пользу иных долевых собственников было выплачено возмещение, в отношении истца данный иск не предъявлялся. При этом истец с семьей проживает в отдельной двухкомнатной квартире, как и иные долевые собственники также проживали каждый в отдельном жилом помещении, изолированном от других помещений, с отдельным входом у каждого, поэтому ему должна быть предоставлена именно отдельная квартира.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 года, исковые требования о возложении на администрацию г. Перми обязанности предоставить Холобудько М.С. отдельное, отвечающее установленным требованиям, благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, расположенное на территории г. Перми, общей площадью не менее 29, 4 кв.м, взамен "данные изъяты" долей в праве собственности на аварийный жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. 2-я Разгуляйская, д. 23 удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что такие нарушения норм права допущены судами при рассмотрении дела.
Судом установлено, что жилой дом, общей площадью 222, 3 кв.м, расположенный по адресу: г "данные изъяты", принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию город Пермь "данные изъяты"; Фуру М.В, Фур Н.М, Фуру И.В. по "данные изъяты" доли у каждого, Мугариповой М.М. "данные изъяты" доли; Рогожиной Т.В. "данные изъяты" доли; Штенцовой Т.А, Штенцову С.Ю. по "данные изъяты" доли у каждого; Фоминых А.Г. 5/151 доли, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 88-102).
Кроме того, согласно данным БТИ на основании договора купли-продажи от 25 мая 1998 г. за Холобудько М.С. зарегистрировано право собственности на "данные изъяты" долей в праве собственности на указанное домовладение (т. 1 л.д. 9).
Согласно техническому паспорту дом является двухэтажным, многоквартирным (7 квартир) (т. 1 л.д. 10-20).
Заключением межведомственной комиссии при администрации Ленинского района г. Перми от 11 мая 2017 N 253 принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 21-22, 70).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 30 июня 2017 г. многоквартирный жилой дом N "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений дома предписано освободить занимаемые жилые помещения, снести дом в течение шести месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению граждан в срок до 31 декабря 2023 г. (т. 1 л.д. 106).
По сообщению Департамента градостроительства и архитектуры земельный участок под многоквартирным домом N "данные изъяты" в установленном законом порядке сформирован не был, на кадастровом учете не состоит.
Согласно сведениям домовой книги, адресным справкам Холобудько М.С, Холобудько В.М, Холобудько И.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: "данные изъяты" (л.д. 37-38).
Заочным решением Ленинского районного суда г. Перми от 08 сентября 2020 г. с администрации города Перми взыскано в пользу:
- Фура М.В, Фур Н.М, Фура И.В. размер возмещения в сумме по 471 306 руб. каждому за "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты";
- Мугариповой М.М. размер возмещения в сумме 1 237 178 руб. за "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: г. "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты";
- Рогожиной Т.В. размер возмещения в сумме 883 699 руб. за "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Разгуляйская, 2-я, д. 23, кадастровый номер "данные изъяты";
- Штенцовой Т.А, Штенцова С.Ю. размер возмещения в сумме по 176 740 руб. каждому за "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: г. "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты";
- Фоминых А.Г. размер возмещения в сумме 294 566 руб. за 5/151 доли в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: г. "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты".
Прекращено право собственности указанных собственников на доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: г. "данные изъяты" Фур М.В, Фур Н.М, Фур И.В, Мугарипова М.М, Рогожина Т.В, Штенцова Т.А, Штенцов С.Ю, Фоминых А.Г, признаны утратившими право пользования домовладением, расположенным по адресу: г. "данные изъяты"
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми "Об изъятии жилых помещений по ул. "данные изъяты"" от 26 декабря 2019 г. N 059-11-01-04-780 для муниципальных нужд изъяты квартиры NN "данные изъяты" то есть, в том числе квартира, в которой зарегистрирован истец и члены его семьи.
Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 г. N 217-п многоквартирный дом, расположенный по адресу: г "данные изъяты", включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы. Из содержания данной программы следует, что срок расселения и сноса дома по ул. 2-ая Разгуляйская 23 наступил в 2020 году.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 32 Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 г, п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", приняв во внимание, что выплата возмещения в адрес истца администрацией г. Перми не произведена, соглашение не заключено, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. 2-я Разгуляйская, д. 23, включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы, пришел к выводу, что истцу может быть предоставлено иное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29, 4 кв.м пропорционально его доли в праве общей собственности на жилой дом, при этом, поскольку истец с членами семьи пользовался помещением, площадью пусть и превышающей его долю в праве, но представляющим собой отдельное жилое помещение (кв. N 4, так указано в техническом паспорте, истец зарегистрирован именно в кв. 4), суд посчитал возможным возложить обязанность на администрацию г. Перми предоставить истцу иное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает такие выводы основанными на неверном толковании закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (ст. 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
В случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 г. N 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы.
Как следует из её содержания стоящая Программа разработана в целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В рамках указанной программы к 31 декабря 2024 года планируется обеспечить переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расположенных на территории Пермского края.
Жилой дом "данные изъяты" признан аварийным после 01 января 2017 года и не включен в адресный перечень многоквартирных домов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, признанных аварийными до 01 января 2017 г (приложение N 2 к Региональной адресной программе).
Как следует из Региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года N 217-п (далее-Программа), многоквартирный дом по адресу: г. "данные изъяты" "данные изъяты" включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках программы на 2019 - 2023 г.
Вместе с тем указанная Программа утверждена в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1331-п "Об утверждении государственной программы "Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды", Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. N 110-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края"; направлена на переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации; реализуется за счет средств бюджета Пермского края, бюджетов муниципальных образований Пермского края.
Пунктом 7.5 Программы предусмотрены следующие способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда: предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения; путем предоставления субсидий собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений; путем предоставления субсидий нанимателям жилого помещения по договору социального найма в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.
Таким образом, поскольку Программа утверждена не во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, ее реализация производится не за счет средств Фонда, пунктом 7.5 Программы определены конкретные способы переселения собственников, при этом соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении собственнику по договору мены другого жилого помещения не достигнуто, выводы судов нижестоящих инстанций о наличии у истца в данном случае права выбора способа обеспечения прав следует признать ошибочными.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем решение суда первой инстанции и апелляционное определение указанным требованиям закона не отвечают.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что судом нижестоящих инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.