Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-1655/2022 по иску прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" о возложении обязанности по организации и содержанию места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 09.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27.03.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения представителя ответчика (по доверенности) Шумеляк О.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Голованова А.И, представителя Администрации г. Магнитогорска (по доверенности) Мясникову О.Г, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО УК "Логист" о возложении обязанности организовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов "данные изъяты" по пр. "данные изъяты" в соответствии с требованиями пункта 11 Положения о реализации правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории г. Магнитогорска, утвержденного Постановлением администрации города от 11.06.2019 N 6813-П, а также пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", путем направления в администрацию города заявления о согласовании места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; по содержанию места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов "данные изъяты" по пр. "данные изъяты" в соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 N 290.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки установлено, что ООО УК "Логист", являясь управляющей организацией, не исполняет обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов "данные изъяты" Меры прокурорского реагирования результатов не дали.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 09.08.2022 исковые требований прокурора Ленинского района г. Магнитогорска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17.11.2022 решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области к ООО УК "Логист" о возложении обязанности по организации места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов и по содержанию места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов "данные изъяты" отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17.11.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27.03.2023 решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ООО УК "Логист" просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Магнитогорска просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Судами установлено, что ООО УК "Логист" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов "данные изъяты".
"данные изъяты" находятся на непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.
09.06.2022 по результатам проверки и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Магнитогорска вынесено представление об устранении ООО УК "Логист" нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об отходах производства и потребления" с требованием о принятии мер к устранению нарушений, решении вопроса о привлечении ответственных должностных лиц ООО УК "Логист" к установленной законом ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Имеющаяся контейнерная площадка для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в районе дома N "данные изъяты" вдоль забора образовательной организации МОУ "СОШ N 58" (ул. Ломоносова, д. 21) и является единственной контейнерной площадкой, обслуживающей указанные выше многоквартирные дома.
Данная контейнерная площадка согласно акту обследования N 11 от 08.11.2022 находится на расстоянии менее 7 метров от жилого дома и менее 8 метров до спортивной площадки, расположенной на территории школы, не оборудована ограждением, находится в ненадлежащем состоянии.
ООО УК "Логист" является организацией, оказывающей собственникам домов N "данные изъяты" услуги по содержанию и ремонту общего имущества по договорам оказания услуг, что подтверждается представленными договорами. Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД определен в Приложениях N 2 к договорам и включает в себя, в том числе, уборку контейнерных площадок (пункт 51).
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на то что управляющая организация не организовала место (площадку) для накопления твердых отходов для обслуживаемых многоквартирных домов "данные изъяты" в соответствии с установленными требованиями, с органом местного самоуправления - администрацией г. Магнитогорска Челябинской области - место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов вблизи указанных многоквартирных домов не согласовало, в связи с чем просил возложить на ООО УК "Логист" обязанность организовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом д (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, исходил из того, что обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок в силу закона лежит на управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела (после отмены апелляционного определения в кассационном порядке), согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что спор возник относительно уже созданной (организованной) и оборудованной органом местного самоуправления в 2003 году вблизи многоквартирных жилых домов N "данные изъяты" контейнерной площадки, выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом вышеуказанных норм права судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что само по себе существование контейнерной площадки, созданной администрацией г. Магнитогорска в 2003 году (находящейся в ненадлежащем состоянии), не исключает обязанность управляющей организации по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не влечет возложение данной обязанности на органы местного самоуправления.
Выводы судов нижестоящих инстанций не противоречат положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относят, среди прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая деятельность лежит на других лицах.
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО УК "Логист" не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входит, в том числе, сбор ТКО, не могут быть признаны состоятельными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не предусмотрена обязанность регионального оператора по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок многоквартирного жилого дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорная контейнерная площадка не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, существующая площадка предназначена и используется для накопления ТКО собственниками нескольких многоквартирных домов и иных жилых и нежилых зданий, об отсутствии решения общего собрания помещений в многоквартирном доме не исключают обязанность ООО УК "Логист" по организации места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для МКД, указанных в иске, в силу норм частей 2.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отклоняя аналогичные возражения ответчика, суд апелляционной инстанции отметил, что расположение контейнерной площадки на земле, находящейся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории многоквартирного дома, не исключает несение обязанности по ее содержанию, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, так как данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Обязанность по организации мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок должна быть возложена на управляющие организации, учитывая, что интересы собственников помещений в данном случае представляют именно управляющие организации.
Поскольку работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, то указанные работы должны выполняться независимо от наличия решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебных актов ввиду отсутствия указания, каким образом должно быть обеспечено место сбора и вывоза ТКО, со ссылкой на наличие контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в районе "данные изъяты" и невозможность переноса данной контейнерной площадки в иное место, не могут быть основанием для отмены судебных актов.
В данном случае судами удовлетворены требования прокурора о направлении в администрацию города заявления о согласовании места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, по содержанию места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов "данные изъяты" в соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 N 290 (то есть работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок).
Возлагая на ответчика обязанность по организации места (площадки) для накопления твёрдых коммунальных отходов для МКД и направлению в Администрацию заявления о согласовании места (площадки) для накопления ТКО, суды исходили из неисполнения ответчиком обязанности по обращению в Администрацию г. Магнитогорска с заявлением о согласовании места (площадки) накопления ТКО, а также с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накоплений ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО. В случае неясности принятых судебных актов заявитель не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в порядке статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактически доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 09.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.