Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карпова О.Н., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 31 января 2023 г. и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 г., вынесенные по гражданскому делу N 2-69/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Тихоновой Галины Васильевны к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился к мировому судье с иском в интересах Тихоновой Г.В. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10"), в котором, уточнив заявленные требования, просил взыскать с ответчика недополученную сумму жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 г. по май 2022 г. в размере 4 495 руб. 82 коп.
В обоснование иска указал, что Тихонова Г.В. является получателем жилищно-коммунальной выплаты. В доме, где проживает Тихонова Г.В, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по прибору учета. Тихоновой Г.В. были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-мае 2022 г. на сумму 17 983 руб. 29 коп. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 г. Тихоновой Г.В. не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, Тихонова Г.В, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией МУП "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Тихонова Г.В. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не были приняты своевременные меры по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 31 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 г, исковые требования удовлетворены. С ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Тихоновой Г.В. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 г. по май 2022 г. в размере 4 495 руб. 82 коп.
В кассационной жалобе представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Тихонова Г.В. зарегистрирована и проживает совместно с дочерью Леоновой М.В. по адресу: "данные изъяты"
Услугу по отоплению в доме по указанному адресу оказывает МУП "Теплотранс".
В период с января по май 2022 г. по лицевому счету "данные изъяты", открытому на имя Тихоновой Г.В, за услугу "отопление" начислено и оплачено 17 983 руб. 29 коп.
В соответствии со справкой МСЭ-2001 N "данные изъяты" от 14 января 2009 г. истец является "данные изъяты"
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10".
Тихонова Г.В. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "данные изъяты" однако компенсация в размере 50 % платы за коммунальные услуги в составе расходов на оплату теплоснабжения в январе - мае 2022 г. ей ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" не произведена, в связи с отсутствием у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г.
Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривается.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 1 июля 2022 г, период действия тарифа с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП "Теплотранс" в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г, в размере 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 153, 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. N 594, а также разъяснениями, данными в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", исходил из того, что Тихоновой Г.В. был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано. Истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской от 11 декабря 2012 г. N 594 (далее - Правила).
В силу подпункта 7 пункта 2 Правил на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставление компенсации расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) граждан.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что назначение компенсации расходов гражданам, у которых возникло право на получение компенсации расходов, или получателям компенсации расходов, изменившим место жительства (место пребывания), за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) Курганской области, или обратившимся для смены основания предоставления компенсации расходов (далее - заявители, получатели компенсации расходов), осуществляется органом социальной защиты населения на основании: 1) заявления о назначении компенсации расходов по форме, установленной Главным управлением; 2) документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) документа, подтверждающего право заявителя на получение компенсации расходов; 4) документов (сведений) о регистрации заявителя и совместно проживающих с заявителем граждан по месту жительства (месту пребывания); 5) документа (сведений) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение; 6) платежных документов (единого платежного документа) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения заявителя за назначением компенсации расходов; 7) документа, подтверждающего регистрацию в установленном порядке по месту пребывания в другом жилом помещении, прохождение военной службы по призыву, отбывание наказания в виде лишения свободы или обучение по очной форме обучения в образовательных организациях за пределами Курганской области граждан, совместно проживающих с заявителем, в случае их временного отсутствия в жилом помещении; 8) документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя с заявлением о назначении компенсации расходов).
Документы (сведения), указанные в подпунктах 4, 5 пункта 9 Правил, заявитель (его представитель) вправе представить по собственной инициативе. В случае если заявитель (его представитель) не представил по собственной инициативе документы (сведения), указанные в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка, орган социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня обращения заявителя (его представителя) за назначением компенсации расходов запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 17 Правил основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Порядка, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных правовых норм следует, что инвалиды имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Тихоновой Г.В, имеющей право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, предусмотренных Правилами оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Тихоновой Г.В. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Тихоновой Г.В. на основании статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию.
Примененный данной организацией тариф за период с 1 января по 30 июня 2022 г. в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 г. N 53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплосервис" (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 1 января по 30 июня 2022 г.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчета жилищно-коммунальной выплаты в исковом заявлении прокурора, основанием для отмены судебных постановлений не являются, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" (л.д. 14), исходя из установленного ранее действовавшему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 г. N 53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал. Расчет, представленный ответчиком, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства. Доводов о неверности этого расчета в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, принятые по делу обжалуемые судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 31 января 2023 г. и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья О.Н. Карпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.