Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горбуновой О.А, судей Коренева А.С, Сапрыкиной Н.И. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8764/2022 по иску прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации г. Кургана, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 22" о возложении обязанностей по финансированию и организации работ по ремонту здания школы и прилегающей территории
по кассационной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 20.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16.02.2023.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения прокурора Тепловой М.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Кургана предъявил иск к Администрации г. Кургана (далее - Администрация) и МБОУ г. Кургана "СОШ N 22" (далее - Учреждение) и после уточнения требований просил:
возложить обязанность на Администрацию профинансировать работы по ремонту здания и прилегающей территории Учреждения по адресу: "данные изъяты" и после осуществления финансирования обязать Учреждение организовать проведение ремонтных работ с указанием перечня работ, которые необходимо выполнить в здании Учреждения.
Требование мотивировано тем, что техническое состояние здания Учреждения, а также прилегающая территория не соответствует предъявляемым к ним техническим требованиям, в связи с чем нарушаются права обучающихся и персонала на безопасное пребывание в школе. Нарушения закона подлежат устранению Учреждением как образовательной организацией обязанной осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, так и Администрацией, как органом местного самоуправления, обязанным осуществлять финансовое обеспечение Учреждения.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 20.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16.02.2023, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку пришёл к выводу, что ненадлежащим содержанием здания школы и прилегающей территории (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", п. 6.4.7 СП 251.1325800.2016 "Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования") Учреждение нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, на содержание обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соответственно Учреждение обязано обеспечить приведение здания и прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К работам Учреждению надлежит приступить после получения необходимого финансирования от Администрации, на которую в силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подлежит возложению обязанность по осуществлению финансового обеспечения деятельности Учреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда, дополнил, что ссылка Администрации на возможность получения финансирования Учреждением в рамках реализации региональных проектов на правильность постановленного решения не влияет.
В кассационной жалобе Администрация ссылается на отсутствие незаконного бездействия, отсутствие нормативного обоснования обязанности Администрации по финансировании работ, при том, что в Курганской области утверждён порядок предоставления субсидий на данный вид работ.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет изложенные доводы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, связанных с финансовым обеспечением муниципального Учреждения, являющегося образовательным, необходимым финансированием для приведения территории и здания в соответствие с техническими и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Администрация является органом местного самоуправления (абз. 15 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2002 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Соответственно, на данный орган возложена обязанность по исполнению обязательств, предусмотренных п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе по финансированию требуемых прокурором по настоящему делу мероприятий.
Таким образом, Администрация является надлежащим ответчиком по вопросу финансирования Учреждения.
Решение суда не устанавливает конкретный порядок осуществления финансирования, а устанавливает необходимость его выполнения.
Не установлено наличие обстоятельств, при которых обязанность по финансированию муниципального Учреждения подлежит возложению на субъект федерации. Возможное наличие региональной программы субсидирования данного вида работ как дополнительный вид финансирования не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законом.
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.