Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горбуновой О.А, судей Ишимова И.А, Коренева А.С. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-422/2022 по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности привести в соответствие с санитарными правилами стены и потолки в камерах режимных корпусов
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.02.2023.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределённого круга лиц, предъявил иск к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ "СИЗО N 3" ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - Учреждение) и после уточнения требований просил
- возложить обязанность на Учреждение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", с требованиями п. 4.12 СП 247.1325800.2016 (внутренние поверхности стен камерных помещений следует штукатурить гладко и окрашивать эмульсионными (дисперсионными) красками светлых, преимущественно теплых тонов), с требованиями п. 2.7 санитарных правил СГ1 2.1.3678-20 (покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств) стены и потолок в камерах: N 1 - 10, 12, 15, 26, 28 - 32, 34-45, 48-49, 51, 56, 59 - 69, 71, 76, 81, 95 - 99.
- возложить обязанность на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по приведению стен и потолка в указанных камерах в соответствии с указанными техническими требованиями.
Требование мотивировано тем, что в Учреждение не соблюдаются действующие требования техническим норм и правил, которые обязано выполнить Учреждение. При недостаточности денежных средств у Учреждения ответственность по его обязательства несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 16.11.2022 Учреждение понуждено к исполнению обязанности в натуре, денежное обязательство возложено на ФСИН России, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе от имени ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и Учреждению представитель всех трех ответчиков просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку пришёл к выводу, что ненадлежащее содержание внутренних стен камер нарушает законные интересы неопределённого круга лиц и их право на отбывание наказания в надлежащих условиях (ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"). Поскольку Учреждение не выполнило требования санитарно-эпидемиологического законодательства (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), соответственно Учреждение обязано устранить данные нарушения (ст. 4, 15, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
При этом на ФСИН России, как на главного распорядителя бюджетных средств, лицо, обеспечивающее финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы от имени Российской Федерации, не обеспечившее данное финансирование, имеющее обязанность при недостаточности денежных средств у Учреждения отвечать по его обязательствам, подлежит возложению субсидиарная ответственность по обязательствам Учреждения (п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом суд отметил, что ответчики ФСИН России, ГУ ФСИН России по Пермскому краю, а также Учреждение в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями должны принять необходимые меры по устранению в деятельности Учреждения нарушений законодательства.
Определяя срок устранения нарушений - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд исходил из того, что он является разумным.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда, указав, что Учреждение неоднократно ставило вопросы о необходимости выполнения работ и их финансирования, однако до настоящего времени данные недостатки не устранены.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о необходимости возложения обязанности на Учреждение устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, поскольку несоблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в камерах может привести к недопустимому риску в области обеспечения безопасности жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности организовать финансовое обеспечение расходов.
В соответствии с положениями ст. 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, детализация которых содержится в п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, согласно которому ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе следственных изоляторов, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурором мероприятий, суды не учли требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, допустили тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий в установленные судом сроки является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа государственной власти.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора в данной части.
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.02.2023
отменить в части удовлетворения требований к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, в отмененной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в удовлетворении требований к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности организовать финансовое обеспечение расходов по приведению стен и потолков в камерах в соответствии с техническими требованиями.
В остальной части решение Кизеловского городского суда Пермского края от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 3" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.