Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1894/2022 по иску Мельникова Дениса Александровича к Челябинской таможне о признании бездействия незаконным, предоставлении справки, по кассационной жалобе Мельникова Дениса Александровича на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Федеральной таможенной службы, Челябинской таможни Никитиной М.П, относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельникова Д.А. обратился в суд с иском к Челябинской таможне, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении справки о среднем заработке в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818; возложить обязанность предоставить указанную справку в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным не предоставление ответчиком справки о среднем заработке в целях проверки соблюдения положений части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и возложить на ответчика обязанность предоставить указанную справку с течение 15 дней.
В обоснование исковых требований указал, что ответчик необоснованно отказывает в выдаче ему указанных справок, мотивирует это тем, что справка о среднем заработке выдается при подготовке документов на оформление пенсии по выслуге лет, расчет налогооблагаемой базы производится исходя из величины месячного денежного содержания истца, а не исходя из среднего месячного заработка. Вместе с тем, его право на получение от ответчика указанных справок законом не ограничено. 18 января 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении справки о его среднем заработке, подлежащем применению для налогообложения, компенсации при увольнении. Данный ему ответ запрашиваемых сведений не содержит.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 23 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 февраля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Мельникова Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Мельников Д.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что законодательством не установлено ограничение права госслужащего на получение справки на основании Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, до наступления права на пенсию. Выводы судов о правомерности отказа ответчика в выдаче справки для целей налогообложения по статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с наличием вступивших в законную силу судебных актов, которыми установлен средний заработок при увольнении, не основаны на нормах законодательства и не согласуются с нормами статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации о выдаче работнику любых справок о его зарплате.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Федеральная таможенная служба просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Истец Мельников Д.А. в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Мельников Д.А. с 27 июня 2005 года проходил государственную гражданскую службу в Челябинской таможне.
Приказом исполняющего обязанности начальника Челябинской таможни N 148-к от 27 марта 2018 года истец уволен с занимаемой должности со 02 апреля 2018 года по пункту 82 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
16 января 2022 года Мельников Д.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении справки о среднем заработке в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818.
Письмом от 10 февраля 2022 года Челябинская таможня проинформировала Мельникова Д.А. о том, что справка о размере среднемесячного заработка федеральных государственных гражданских служащих, исчисленного в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, формируется при подготовке документов на оформление пенсии за выслугу лет в дополнение к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с условиями назначения пенсий, определенными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". Перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и правилам обращения за данной пенсией установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 года N 436н.
18 января 2022 года Мельников Д.А. обратился к Челябинской таможне с заявлением о предоставлении справки о среднем месячном заработке заявителя для проверки соблюдения нормы части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в части удержания величины подоходного налога с компенсации, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
В письме от 15 февраля 2022 года N 08-05/М-0005 ответчик разъяснил истцу, что расчет компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении произведен в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 и составил 145 084, 16 руб. С суммы 36 271, 04 руб, превышающий трехкратный размер денежного содержания исчислен и удержан налог на доходы физических лиц 4 716 руб. По решению суда произведена доплата 14 430, 34 руб. Таким образом, подлежала налогообложению сумма четырехкратного месячного заработка 39 878, 63 руб. (исчисленный налог составил 5 184 руб, удержано при окончательном расчете при увольнении 4 716 руб.). Также в данном письме указаны суммы, подлежащие выплате по исполнительному листу с которых ответчиком не удержан налог.
Как установлено судом, в связи с увольнением истца требования Мельникова Д.А. о взыскании задолженности по сохраняемому среднему заработку за период трудоустройства (по шестой месяц включительно), а также по компенсации за неиспользованный отпуск являлись предметом судебной проверки, по которым имеются вступившие в законную силу судебные постановления.
Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 декабря 2018 года с Челябинской таможни в пользу Мельникова Д.А. взыскана задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4 555 руб. 66 коп, по компенсации, выплачиваемой в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы, в размере 14 330 руб. 34 коп, также на Челябинскую таможню возложена обязанность выдать истцу справку о размере среднемесячного дохода, рассчитанного с учетом выплат материального стимулирования.
Данным определением установлено, что размер компенсации четырехмесячного денежного содержания, с учетом выплат из средств материального стимулирования, составил 159 514, 50 руб. (из расчета среднего заработка 39 878, 62 руб.); разница между выплаченной суммой данной компенсации и подлежащей выплате составила 14 430, 34 руб, которая взыскана с ответчика в пользу истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 апреля 2019 года с Челябинской таможни в пользу Мельникова Д.А. взыскана задолженность по средней заработной плате за 5 и 6 месяц трудоустройства в размере 7 215 руб. 17 коп. а также, компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплат выходного пособия при увольнении и средней заработной платы за период трудоустройства за 2, 3, 4, 5, 6 месяцы. Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что исходя из размера заработной платы за 12 месяцев, предшествующих увольнению средний заработок за период трудоустройства за пятый и шестой месяц составляет 79 757 руб. 24 коп. (39878, 62х2), выплачено 72 546 руб. 08 коп, задолженность составила 7 215 руб. 17 коп, которая была взыскана в пользу Мельникова Д.Е.
Ответчиком в адрес истца неоднократно направлялись справки формы 2-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 года, письменные разъяснения о порядке исчисления налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных истцу при увольнении, а также взысканных судом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении справки о среднем заработке в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, о возложении обязанности предоставить указанную справку в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 62 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 6 Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, исходил из того, что справка о размере среднемесячного заработка федеральных государственных гражданских служащих, исчисленного в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, формируется при подготовке документов на оформление пенсии за выслугу лет. Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлением о подготовке документов для назначения ему пенсии за выслугу лет, на 16 января 2022 года (дата подачи заявления ответчику) у Мельникова Д.А. отсутствовало право на пенсию за выслугу лет, то оснований для расчета среднего заработка в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, у ответчика не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным не предоставление ответчиком справки о среднем заработке в целях проверки соблюдения положений части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и возложении на ответчика обязанности предоставить указанную справку в течение 15 дней, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 62 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, исходил из того, что в ответе от 15 февраля 2022 года ответчиком истцу разъяснен порядок исчисления суммы налога на доходы физических лиц с денежных сумм, выплаченных в связи с увольнением, с учетом состоявшихся судебных решений; оснований для исчисления среднего заработка в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2017 года N922, у ответчика не имелось, поскольку порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N562. Нарушений прав истца на получение справки о среднем заработке с целью проверки правильности налогообложения судом не установлено.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, применяются только для исчисления размера пенсии государственных федеральных государственных гражданских служащих при наличии у служащего права на такую пенсию. Поскольку Мельников Д.А. на момент увольнения имел стаж государственной гражданской службы 12 лет 09 месяцев 06 дней, что менее необходимого для назначения пенсии за выслугу лет стажа государственной гражданской службы (16 лет в 2018 году), а также не достиг пенсионного возраста и не являлся получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), право на пенсию за выслугу лет в силу положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" у истца отсутствовало, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось обязанности производить истцу расчет среднемесячного заработка, применяемого для исчисления размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818.
Признавая верным отказ суда в удовлетворении требований о признании незаконным не предоставление ответчиком справки о среднем заработке в целях проверки соблюдения положений части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и возложении на ответчика обязанности предоставить указанную справку, суд апелляционной инстанции указал, что ответчиком в адрес истца неоднократно направлялись справки формы 2-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 года, письменные разъяснения о порядке исчисления налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных истцу при увольнении, а также взысканных судом. Установив, что вся необходимая информация для проверки правильности исчисления налога ответчиком истцу предоставлена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не допущено нарушений прав истца на получение информации о правильности исчисления налога.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что законодательством не установлено ограничение права госслужащего на получение справки о размере среднего заработка для исчисления размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, до наступления пенсионного возраста, основаны на неправильном применении норм материального права.
Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, применяются только для исчисления размера пенсии государственных федеральных государственных гражданских служащих при наличии у служащего права на такую пенсию.
Как следует из содержания пункта 6 вышеуказанных Правил, расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Учитывая, что на момент увольнения у Мельникова Д.А. отсутствовали необходимые условия для назначения пенсии за выслугу лет (истец не имел необходимого стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, не достиг пенсионного возраста и не являлся получателем страховой пенсии по старости (инвалидности)), у ответчика не имелось обязанности производить истцу расчет среднего заработка в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 818, поскольку отработанный истцом период не относился к расчетному периоду для исчисления размера пенсии.
Довод кассационной жалобы истца о том, что ответчиком нарушено его право на получение справки о среднем заработке с целью проверки правильности налогообложения, является необоснованным.
Обстоятельства, с которыми истец связывает удержание подоходного налога с компенсации, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка, выплаченной при увольнении, ранее являлись предметом судебной проверки; денежные суммы, с которых должен удерживаться налог на доходы физических лиц, установлены вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Судом установлено, что ответчиком в адрес истца неоднократно направлялись справки формы 2-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 года, письменные разъяснения о порядке исчисления налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных истцу при увольнении, а также взысканных судом в его пользу. Таким образом, вся необходимая информация для проверки правильности исчисления налога ответчиком истцу была предоставлена.
Информация о порядке исчисления налога, в том числе с денежных сумм, взысканных судебными решениями, об удержанном ответчиком налоге, представлена Мельникову Д.А. также в письме от 15 февраля 2022 года N08-05/М-005.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Дениса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.