Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3632/2022 по иску Рассказовой Евгении Юрьевны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке на получение мер государственной поддержки, по кассационной жалобе Рассказовой Евгении Юрьевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рассказова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене решения от 03 августа 2020 года, признании исключения истца из списка на получение жилищной субсидии неправомерным, возложении обязанности восстановить в очереди со всеми вытекающими правами на получение жилищной субсидии, как представителя коренных малочисленных народов Севера.
В обоснование заявленных требований указала, что как представитель коренных малочисленных народов Севера была принята на учет для получения жилищной субсидии в рамках программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", при этом добросовестно выполнила все условия данной программы. Полагает, что 03 августа 2020 года под надуманным предлогом исключена из очереди в связи с тем, истцу и членам её семьи предоставлена квартира по социальному найму. Считает, что при расчете нуждаемости подлежит учету жилая площадь занимаемого жилого помещения, что не образует необходимых 12 кв. метров на человека.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что 20 декабря 2019 года между Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО "Ипотечное агентство Югры" заключен государственный контракт N "данные изъяты" по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", срок действия которого истек 31 декабря 2021 года.
По вышеназванному государственному контракту исполнитель в лице АО "Ипотечное агентство Югры" приняло на себя обязанность по оказанию и исполнению отдельных мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы".
С 01 января 2021 года АО "Ипотечное агентство Югры" утратило полномочия по реализации государственной программы "Развитие жилищной сферы", указанные полномочия перешли к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" Рассказова Е.Ю. признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" по заявлению от 19.01.2012.
На дату признания участником подпрограммы Рассказова Е.Ю. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
Указанное жилое помещение, общей площадью 50, 9 кв.м принадлежало Рассказову С.В, всего по данному адресу было зарегистрировано 8 человек.
В заявлении на признание участником программы имеются данные об ознакомлении с условиями участия в подпрограмме, а также обязательство об их выполнении.
20 декабря 2016 года между администрацией с.п. Болчары (наймодатель) и Рассказовой Е.Ю. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N "данные изъяты", согласно которому наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилую квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 53 кв.м, в том числе жилой площадью 25 кв.м, находящуюся по адресу: "данные изъяты" Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: муж Рассказов В.С, сын Рассказов Е.В, дочь Рассказова К.В.
10 июня 2020 года указанный договор социального найма расторгнут соглашением сторон с 10 июня 2020 года.
Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи истца в период с 20 декабря 2016 года по 10 июня 2020 года составляла 13, 25 кв.м. (53 кв.м. /4 человека).
В заявлении о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году от 23 апреля 2019 года истцом не указаны сведения о получении жилого помещения по договору социального найма.
03 августа 2020 года Ипотечным агентством Югры принято решение об исключении из Единого списка "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре, подавшим до 31.12.2013 заявления на получение мер государственной поддержки". Основание для исключения: подпункт 2 пункта 5 приложения 16 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Развитие жилищной сферы" - утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п, исходил из того, что обеспеченность семьи Рассказовой Е.Ю, состоящей из 4 человек, начиная с 20 декабря 2016 года по 10 июня 2020 года составляла 13, 25 кв.м (53 / 4 чел.), что более учетной нормы, и пришел к выводу о законности решения об исключении истца из списка на получение жилищной субсидии, поскольку утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий и право на участие в мероприятии.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии права состоять на соответствующем учете ввиду нуждаемости в жилом помещении, поскольку с учетом количества членов семьи и площади занимаемого жилья, обеспеченность жилым помещении каждого члена семьи менее учетной нормы, судом неправомерно применен Порядок реализации целевой программы, который Законом РФ не является и подвергался неоднократным изменениям, основанием для отмены судебных актов не являются.
С 01 января 2019 года вступило в силу Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", которое прекратило действие Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах".
Согласно пп.2 п.5 Приложения 16 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
В соответствии с п.3 указанного Приложения, к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п, уполномоченный орган принимает решение о снятии с учёта и исключения его из списка участников в случаях утраты оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) (подпункт 7.2 пункта 7 Порядка).
Согласно пункта 5 Порядка у нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров.
Проверяя нуждаемость Рассказовой Е.Ю. суд обоснованно исходил из того, что с 20 декабря 2016 года жилищные условия истца изменились, в связи с чем, с учетом площади занимаемого семьёй истца жилого помещения по договору социального найма, на каждого члена семьи по 10 июня 2020 года приходится 13, 25 кв.м (53 кв.м. / 4 чел.), что более учетной нормы, и пришел к правомерному выводу о несоответствии истца критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, у суда не имелось оснований для признания незаконным решения ответчика об исключении Рассказовой Е.Ю. из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
Как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, истец с 20 декабря 2016 года утратила основания для получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, при этом Рассказова Е.Ю. была ознакомлена с условиями предоставления субсидии, однако условия подпрограммы относительно незамедлительного уведомления об изменении указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений не выполнила.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска Рассказовой Е.Ю.
Вопреки утверждениям заявителя, суд при разрешении настоящего спора правомерно руководствовался Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки".
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рассказовой Евгении Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.