Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вечтомовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3356/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус-Риэлти" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 6 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя административного истца - общества с ограниченной ответственностью "Статус-Риэлти" по доверенности К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций (приложение 1).
На основании постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень изложен в новых редакциях, действующих соответственно с 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года.
Под пунктами 8 017, 8 704, 7 491 и 5 370, 8 646, 13 017 приведенных Перечней включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, общей площадью 237, 1 кв.м, N - 247, 9 кв.м, расположенные по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Статус-Риэлти" (далее также - административный истец, ООО "Статус-Риэлти"), собственник указанных объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими приведенные региональные нормы, указывая, что данные нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение спорных помещений в Перечни противоречит федеральному и региональному налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июня 2022 года, требования административного истца были удовлетворены в полном объеме.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2022 года решение Московского городского суда и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции отменены в части удовлетворения требований о признании недействующими:
- пункта 5 370 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП), - пункта 8 646 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), - пункта 13017 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП);
административное дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Московского городского суда от 6 февраля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими пункт 5 370 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП), пункт 8 646 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), пункт 13017 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП).
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят отменить судебный акт как незаконный и необоснованный, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; ненадлежащую правовую оценку, имеющихся в деле доказательств, в частности Актов обследования фактического использования нежилых помещений за 2019 и 2022 года; неправильное применение норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В письменном ходатайстве, адресованном суду апелляционной инстанции, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в его отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемые вчасти Перечни на 2020-2022 годы приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривались.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для таких объектов.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", статьей 1.1 которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 2.1 статьи 1.1 вышеуказанного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость отнесены в частности, расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. м.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. м; не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО "СТАТУС-РИЭЛТИ" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 247, 9 кв.м, расположенное в жилом многоквартирном доме с кадастровым номером N, общей площадью 26 132, 5 кв.м, по адресу: "адрес" (подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 18 ноября 2021 года б/н и N N).
Согласно пояснений административного ответчика - Правительства Москвы и заинтересованного лица - Департамента экономической политики и развития города Москвы в суде первой инстанции спорное нежилое помещение включено в оспариваемый Перечень на 2020 - 2022 годы по виду фактического использования для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее также - Госинспекция по недвижимости) N N от 21 марта 2019 года.
Судом первой инстанции проверен и обоснованно отклонен, как ненашедший своего подтверждения, довод административного ответчика и заинтересованного лица о том, что спорное помещение подлежит отнесению к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества, по виду его фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом) определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3пунктов 3, 4, 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на территории города Москвы определяется в соответствии с Порядком определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция). Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция п. 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка), о чем уже указывалось выше.
В силу пункта 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения закреплено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения N N от 21 марта 2019 года, составленного инспекторами Госинспекции (далее также Акт 2019 года), 100 % площади спорного помещения используется под размещение офисов.
Акт составлен без доступа в спорное помещение, однако обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, в нем не приведены. Допрошенные в судебном заседании работники Госинспекции, проводившие обследование, указали, что в доступе в помещение им препятствий не чинилось, дверь была закрыта, в связи с чем Акт составлялся по визуальному осмотру.
Также судом первой инстанции установлено, что спорное нежилое помещение в юридически значимые периоды на основании договора аренды нежилого помещения N N от 1 августа 2016 года, дополнительного соглашения N 1 от 8 сентября 2017 года к договору N N от 1 августа 2016 года передано в аренду на срок семь лет обществу с ограниченной ответственностью "АЛМ Медицина" (далее также - ООО "АЛМ Медицина") для размещения офиса, а также целей, связанных с указанным разрешенным использованием и обеспечивающих такое использование.
Согласно дополнительному соглашению от 15 декабря 2017 года к договору аренды стороны изменили редакцию пункта 1.1.7 Договора, указав, что разрешенным использованием помещения является осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, а также размещение офиса и использование для целей, связанных с указанным разрешенным использованием и обеспечивающих такое использование.
ООО "АЛМ Медицина" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности, в том числе, с адресом осуществления лицензируемой деятельности: "адрес", (код ОКВЭД 86.90).
Кроме того, из акта N N от 27 января 2022 года (далее - Акт 2022 года), составленного сотрудниками ГБУ "МКМЦН" за пределами юридически значимого налогового периода, следует, что спорное помещение на 73, 86% используется для размещения офисов.
При этом в Акте указано, что спорное помещение занимают сотрудники ООО "АЛМ Медицина".
Согласно штатному расписанию ООО "АЛМ Медицина", представленному суду апелляционной инстанции, в спорном помещении с 2021 года располагаются сотрудники ООО "АЛМ Медицина" - главный врач, заместители главного врача, администраторы, сотрудники бухгалтерии, заведующий хозяйством и другие, обеспечивающие деятельность медицинского центра, которая не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, как следствие, помещения занятые сотрудниками медицинского центра не могут быть отнесены к офисам в интерпретации, установленной действующим налоговым законодательством.
Таким образом, вывод суда о том, что заключение в Акте N N от 21 марта 2019 года о том, что все помещение, площадью 247, 9 кв.м, на 100 процентов фактически используется под офисы, не соответствует обстоятельствам дела и не подтверждается исследованными доказательствами.
Мотивы, по которым суд сделал такое заключение, подробно и аргументированно со ссылкой на конкретные пункты поименованного выше Порядка изложены в судебном решении, судебной коллегией признаются обоснованными.
В свою очередь представленные административным истцом доказательства, опровергающие позицию административного ответчика и заинтересованного лица, являются относимыми, допустимыми и достаточными, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда о противоречии оспариваемых норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" являются верными, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в судебном акте дана правильная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. При таком положении, решение суда является законным, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.