Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борисовой Т.С, с участием прокурора Федичкина Д.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-16/2023 по апелляционной жалобе Викентьевой Валентины Ивановны на решение Смоленского областного суда от 10 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Викентьевой Валентины Ивановны о признании не действующим в части постановления Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 года N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, заключение прокурора Федичкина Д.Д, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
13 ноября 2015 года Администрацией Смоленской области принято постановление N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов". Указанное постановление опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы" 27 ноября 2015 года N 10 и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 ноября 2015 года.
Пунктами 1, 2, 3 указанного нормативного правового акта постановлено:
- установить, что формой предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не более 50 процентов указанного взноса;
- утвердить Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов;
- гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым на момент вступления в силу настоящего постановления предоставлялись указанные меры социальной поддержки в денежной форме путем начисления и выплаты ежемесячно денежного эквивалента 50-процентной скидки на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы предоставляется в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, без представления дополнительных документов.
Пунктом 4 Постановления N 713 от 13 ноября 2015 года признаны утратившими силу ряд постановлений Администрации Смоленской области.
Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок), утверждённый постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 года N 713 в пункте 4 регламентирует условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов.
Согласно пункта 4.1 Постановления N 713 выплата компенсации расходов получателю приостанавливается в случае изменения места жительства (места пребывания) получателя в пределах территории Смоленской области; возникновения у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Викентьева В.И, "данные изъяты", обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Постановления N 713 от 13 ноября 2015 года ввиду его несоответствия положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указывая, что оспариваемые нормы ограничивают право на получение мер социальной поддержки, препятствуют получению компенсации за оплаченные коммунальные услуги в виде погашения задолженности за прошлое время.
Решением Смоленского областного суда от 10 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Викентьевой В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Викентьева В.И. просит решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить. В обосновании доводов указывает, что суд пришёл к ошибочному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов на получение мер социальной поддержки. Кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и вынесении решения нарушены нормы действующего законодательства, в решении не отражено заключение участвовавшего в деле прокурора, Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором и Администрацией Смоленской области представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3, статьи 28.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 3 статьи 45 Устава Смоленской области, Закона Смоленской области от 7 мая 2020 года N 48-з, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования, не противоречит положениям федерального законодательства, регламентирующего порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и в этой связи пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Как следует из материалов дела, Викентьева В.И. является собственником квартиры "адрес". В период с 1 августа 2007 года по 31 июля 2014 года Викентьевой В.И, как "данные изъяты" ежемесячно начислялась и выплачивалась компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение). Денежные средства в указанный период ежемесячно перечислялись в отделение АО "Почта России" для последующей доставки по адресу регистрации Викентьевой В.И. Начиная с 1 апреля 2013 года, начисленные денежные средства компенсации расходов Викентьева В.И. в установленную дату доставки не получала, денежные средства возвращались на расчётный счёт Департамента Смоленской области по социальному развитию и ежемесячно повторно перечислялись в отделение "данные изъяты" для последующей доставки по адресу регистрации Викентьевой В.И. Специалистами Департамента Смоленской области по социальному развитию совершён выезд по адресу регистрации Викентьевой В.И, установлено, что она не проживает по месту регистрации, в связи с чем, начисление и выплата денежных средств меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг были приостановлены.
В Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается наряду с другими категориями граждан государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды
В соответствии с частью 13 статьи 17 указанного федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ устанавливает, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Таким образом, компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение реально понесенных гражданином затрат, определенных в частях 13 и 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения, что согласуется с нормами жилищного законодательства регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) и разъяснениями изложенными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Формой предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и гражданам, имеющим детей-инвалидов, согласно постановлению Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 года N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов" является компенсация компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (подпункт 1 пункта 1.1 Постановления...)
Согласно пункту 1.2 Постановления... меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Для начисления и выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - компенсация расходов) получатель, за исключением получателей из числа лиц, указанных в пунктах 2.4.1, 2.4.2 настоящего Порядка, или его представитель подает в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (месту пребывания) получателя заявление о начислении и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения (кроме взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальных услуг с указанием всех лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту его пребывания), и (или) заявление о начислении и выплате компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с указанием всех лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту его пребывания) (пункт 2.1 Постановления...)
Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме приведены в разделе 4 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 (далее - Порядок).
Так, выплата компенсации расходов получателю приостанавливается, в частности, в случае изменения места жительства (места пребывания) получателя в пределах территории Смоленской области, а в отношении получателей, указанных в пунктах 2.4.1, 2.4.2 настоящего Порядка, изменения места фактического проживания получателя в пределах территории Смоленской области; возникновения у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая образовалась за период не более чем три последних года (подпункты 1 и 2 пункта 4.1 Порядка).
В рамках проверки доводов административного истца судом установлено, что решениями мирового судьи судебного участка N N в муниципальном образовании " "данные изъяты" от 12 апреля 2021 года по делу N N и от 13 апреля 2021 года по делу N N, вступившими в законную силу, с Викентьевой В.И. в пользу ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" и ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск" взыскана задолженность за тепловую энергию за период в 1 октября 2018 года по 29 февраля 2020 года в размере 32 381 рублей и природный газ за период с 1 декабря 2018 года по 31 августа 2020 года в размере 2 661 рубль, пени за просрочку платежа за период с 1 февраля 2019 года по 5 аперля 2020 года 150, 58 рублей.
В силу пункта 4.6. Порядка для возобновления выплаты компенсации расходов в случае ее приостановления в соответствии с подпунктом 1 пункта 4.1 настоящего Порядка получатель или его представитель подает в сектор Учреждения по новому месту жительства (месту пребывания) получателя, по месту фактического проживания получателя (в отношении получателей, указанных в пунктах 2.4.1, 2.4.2 настоящего Порядка) или МФЦ по новому месту жительства (месту пребывания) получателя, по месту фактического проживания получателя (в отношении получателей, указанных в пунктах 2.4.1, 2.4.2 настоящего Порядка) в пределах территории Смоленской области заявления (заявление), указанные (указанное) в пункте 2.1 настоящего Порядка, в письменной форме и документы, указанные в пунктах 2.2 - 2.4.2 настоящего Порядка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.5 - 2.5.2 настоящего Порядка).
Согласно пункту 4.7 Порядка для возобновления выплаты компенсации расходов в случае ее приостановления в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.1 настоящего Порядка получатель (за исключением получателя из числа лиц, указанных в пунктах 2.4.1, 2.4.2 настоящего Порядка) или его представитель представляет в сектор Учреждения по месту жительства (месту пребывания) получателя или МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя заявление в письменной форме о возобновлении выплаты компенсации расходов с указанием всех лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту его пребывания).
Право получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлено имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральным законом, согласно которому средства на реализацию такой меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, объем которых определяется, в первую очередь, исходя из числа лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки (части 2 - 4 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ).
Исходя из изложенной правовой позиции, с учётом анализа обстоятельств дела, суд первой инстанции, отклоняя доводы административного истца обоснованно указал, что оспариваемые положения постановления Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 года N 713 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что оспариваемые региональные нормы, содержащие общее правило для всех категорий граждан, нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, поскольку отсутствие в них указания на выплату компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных в связи с погашением задолженности за прошлое время, не является препятствием для получения компенсации таких расходов в размере 50 процентов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования о признании недействующими оспариваемых пунктов Порядка, содержащих правовое регулирование предоставления компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении данными гражданами соглашений по ее погашению, а также порядок возобновления ее выплаты после приостановления в связи с задолженностью в течение трех месяцев подряд.
При таких установленных по делу обстоятельствах и с учётом вышеприведенных норм федерального законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в указанной части.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учётом изложенного, принятое по делу решение Смоленского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Викентьевой Валентины Ивановны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.