Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-58/2023 по административному исковому заявлению Ярмагамедова Ярмагамеда Нуриевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе Ярмагамедова Ярмагамеда Нуриевича на определение судьи Московского областного суда от 6 марта 2023 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Ярмагамедов Ярмагамед Нуриевич (далее - также административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":27, просил установить её в размере рыночной по состоянию на 29 ноября 2013 года, 3 октября 2017 года и 1 января 2018 года.
Определением судьи Московского областного суда от 6 марта 2023 года административное исковое заявление возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку административным истцом не соблюдён установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
В частной жалобе Ярмагамедов Я.Н. просит отменить указанное определение и рассмотреть вопрос по существу.
Как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности на определение суда о возвращении административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьёй единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного если иное не предусмотрено данным кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюдён установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Возвращая административное исковое заявление о присуждении компенсации, судья первой инстанции пришёл к выводу, что в административном исковом заявлении и приложенных к нему документах отсутствуют сведения об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем оснований для возвращения данного административного искового заявления у суда первой инстанции по указанным основаниям не имелось исходя из следующего.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведённой до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 23 мая 2017 годаN 372/17 "О переходе к проведению государственной кадастровой оценки Московской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода в Московской области к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным федеральным законом - 1 июня 2017 года.
Следовательно, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Ярмагамедов Я.Н. обратился в суд с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 29 ноября 2013 года, на 3 октября 2017 года и на 1 января 12018 года, в связи с чем, в силу вышеприведённых норм права, разрешение спора о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 135-ФЗ и Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьёй 20 названного кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Установленный статьёй 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Исходя из приведённых положений законодательства, регулирующего данные правоотношения, следует, что на Ярмагамедова Я.Н. как на физическое лицо не распространяется требование Федерального закона N 135-ФЗ об обязательном предварительном обращении в комиссию для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде, а в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ при обращении в суд с административным иском такое обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, оснований для возвращения Ярмагамедову Я.Н. его административного искового заявления по мотиву несоблюдения им досудебного порядка урегулирования спора у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта первой инстанции, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов административного истца, считает необходимым отменить его и направить материал в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суду первой инстанции, при выполнении требований статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо проверить его на соответствие требованиям статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение судьи Московского областного суда от 6 марта 2023 года о возвращении административного искового заявления Ярмагамедова Ярмагамеда Нуриевича отменить.
Административное исковое заявление Ярмагамедова Ярмагамеда Нуриевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости направить в Московский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.