Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при ведении протокола помощником судьи Деминой И.И, с участием прокурора Хомяченко Е.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-171/2023 по апелляционной жалобе Буевича "данные изъяты" на решение Московского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Буевича "данные изъяты" к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20 декабря 2019 года N23/12 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области", возложении обязанности внести в него изменения.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя Министерства социального развития Московской области Синиченко Л.В, заключение прокурора Хомяченко Е.Л, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Советом депутатов Одинцовского городского округа Московской области 20 декабря 2019 года принято решение N23/12 "О мерах социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно зарегистрированных на территории муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" (далее - решение Совета депутатов N23/12).
Решение Совета депутатов N23/12 опубликовано в газете "Одинцовская неделя" от 27 декабря 2019 года N51/2.
В названное решение внесены изменения решениями Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 3 апреля 2020 года N3/15 (опубликовано в газете Одинцовская неделя от 6 апреля 2020 года N13/2); от 9 июня 2020 года N7/17 (опубликовано в газете Одинцовская неделя от 12 июня 2020 года N23(867)); от 29 декабря 2021 года N2/32 (опубликовано в газете Одинцовская неделя от 30 декабря 2021 года N51/2).
Буевич А.В. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20 декабря 2019 года N23/12 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" в части установления ежемесячной материальной поддержки реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий по случаю Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября.
Уточнив требования, просил признать недействующим названное решение Совета депутатов в части ежегодного оказания реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий гражданам материальной помощи по случаю памятной даты - 30 октября; предложить Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской области внести в решение Совета депутатов N23/12 в пункт 1.4 "единовременная ежегодная материальная помощь в связи с знаменательными и памятными датами" категорию реабилитированных и пострадавших от политических репрессий граждан, предусмотрев выдачу им к Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября материальную помощь в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он признан подвергшимся политической репрессии и реабилитированным, является инвалидом второй группы. Письмом территориального управления Заречье администрации Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в выплате материальной помощи в связи с 30-летием знаменательной даты в связи с отсутствием в оспариваемом решении Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20 декабря 2019 года N23/12 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" пункта, предусматривающего ежегодную денежную выплату лицам, являющимся жертвами политических репрессий. Указанные обстоятельства нарушают его права, поскольку ставят в неравное положение с иными категориями граждан, которым выплата установлена. Полагает, что в оспариваемой части решение Совета депутатов N23/12 противоречит положениям Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Закону Московской области от 23 марта 2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", Постановлению Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года N1763/1-1.
Решением Московского областного суда от 26 января 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Буевича А.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Буевич А.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что отсутствие в оспариваемом решении Совета депутатов N23/12 нормы, предусматривающий право граждан, которые признаны пострадавшими от политических репрессий, реабилитированными, получать выплаты, нарушает его права, и противоречит действующему Постановлению Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года N1763/1-1. Суд первой инстанции неверно распределил бремя доказывания между сторонами и пришел к выводу о законности оспариваемого решения административного ответчика, в то время как последним не представлено доказательств его законности.
Участвующим в деле прокурором представлены возражения по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьи 12 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Статья 16 Федерального закона N131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения муниципального, городского округа, к которым не отнесены вопросы установления выплат либо каких-то льгот для отдельных категорий граждан.
В части 3 названной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 5 статья 20 Федерального закона N131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 Устава Одинцовского городского округа Московской области, принятого решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28 июня 2019 года N 1/5 установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Проанализировав положения частей 1 и 4 статьи 7, части 1 статьи 16, статьи 20, части 1 статьи 43, статьи 47 Федерального закона N131-ФЗ, статей 10, 28, 29, 53 Устава Одинцовского городского округа Московской области, принятого решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28 июня 2019 года N 1/5, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Совета депутатов принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры опубликования.
Названные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Согласно представленной в материалы настоящего дела справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной органами Главной военной прокуратуры, Буевич "данные изъяты", в соответствии с со статьей 1-1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
Оспаривая решение Совета депутатов N23/12 в той мере, в какой оно не предусматривает выплату единовременной ежегодной материальной помощи в связи с знаменательными и памятными датами гражданам, реабилитированным и признанным пострадавшими от политических репрессий (к Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября материальную помощь в размере 10 000 рублей), административный истец ссылается на пункт 1.4 названного решения, которым с 1 января 2020 года единовременная ежегодная материальная помощь установлена участникам боевых действий (события в Демократической Республике Афганистан, в Чеченской Республике) - в размере 2000 (двух тысяч) рублей в канун памятной даты (пункт 1.4.1); участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - в размере 2000 (двух тысяч) рублей в канун памятной даты (пункт 1.4.2); участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в размере 10000 (десяти тысяч) рублей в канун памятной даты (пункт 1.4.3); труженикам тыла (ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов), лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в размере 2000 (двух тысяч) рублей в канун памятной даты (пункт 1.4.4).
Данный перечень является закрытым, выплат для иных категорий граждан не предусматривает.
Кроме того, решением Совета депутатов N23/12 предусмотрены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде единовременных, ежеквартальных и ежемесячных выплат, в перечень которых реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, не включены.
Согласно преамбуле решения Совета депутатов N23/12, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Одинцовского городского округа Московской области, в целях реализации мероприятий муниципальной программы Одинцовского городского округа Московской области "Социальная защита населения" на 2020-2024 гг, утвержденной постановлением администрации Одинцовского городского округа Московской области от 30 октября 2019 года N1264.
Данная муниципальная программа включает в свой состав следующие подпрограммы: "Социальная поддержка граждан"; "Доступная среда"; "Развитие системы отдыха и оздоровления детей"; "Обеспечивающая подпрограмма"; "Развитие трудовых ресурсов и охраны труда"; "Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций", не предусматривающие каких-либо выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Как уже указано выше нормами Федерального закона N131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа не отнесены вопросы установления выплат либо каких-то льгот для отдельных категорий граждан. Вместе с тем, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено, что реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 20 названного закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 1, частью 1 статьи 7 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются различные меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрены ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области, платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений; ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами); а также ежегодная денежная выплата в размере 6500 рублей.
Как это следует из пояснений стороны административного ответчика и справки Министерства социального развития Московской области, административный истец является получателем названных мер социальной поддержки.
В связи с принятием Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года N 1763/1-1 установлен ежегодно День памяти жертв политических репрессий - 30 октября.
Названным Постановлением не предусмотрены выплаты в связи с установлением памятной даты.
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий, Закон Московской области от 23 марта 2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность органа местного самоуправления по установлению ежегодной выплаты к Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября) материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Таким образом, разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые положения решения Совета депутатов N23/12 соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушают.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие в оспариваемом решении Совета депутатов нормы, предусматривающий право граждан, которые признаны пострадавшими от политических репрессий и реабилитированы, получать такие же выплаты, какие установлены ветеранам Великой Отечественной войны, ставит его в неравное положение с ними и нарушает его права, основан на неверном толковании вышеприведенных норм права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, вынес решение в соответствии с положениями закона.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене обжалуемого решения.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буевича "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.