Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Щербаковой Н.В, при ведении протокола секретарем Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-15/2023 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Вичугского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17 ноября 2022 года N 50-т/11 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Коммунальные системы" (Вичугский район) на 2023-2026 годы", по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 3 марта 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей МУП "Коммунальные системы" Д и Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17 ноября 2022 года N 50-т/11 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Коммунальные системы" (Вичугский район) на 2023-2026 годы" (далее - Постановление N 50-т/11) с 1 декабря 2022 года произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Коммунальные системы" на 2023 - 2026 годы, приложение 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10 декабря 2021 года N 55-т/10 изложено в новой редакции.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 22 ноября 2022 года.
МУП "Коммунальные системы" обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать недействующим указанное Постановление N 50-т/11 в части установления тарифов на 2023-2026 годы в приложении 1 (за исключением подпункта N 5, котельная N 7).
Заявленные требований административным истцом мотивированы тем, что при формировании тарифа орган регулирования исключил из расчета фактической величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ) за 2021 год расходы по статье "аренда земли" в общем размере 66 939 руб. (по котельным N1, N2, N4, N5, N8, N9) ввиду отсутствия экономического обоснования данных расходов. Вместе с тем предприятие полностью подтвердило фактическое несение затрат по арендной плате, предоставив в материалы тарифного дела соответствующие документы.
Как полагал административный истец, оспариваемое постановление противоречит статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, при том, что решением Совета Вичугского муниципального района Ивановской области от 26 января 2012 года N 12-03 утвержден порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Вичугского муниципального района и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Вичугского муниципального района, предоставляемыми в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Размер арендной платы за землю является обязательным платежом и подлежит включению в НВВ.
Решением Ивановского областного суда от 3 марта 2023 года требования административного истца удовлетворены. Признано недействующим со дня принятия Постановление N 50-т/11 в части установленных в подпунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 приложения 1 к постановлению тарифов на 2023 - 2026 годы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
С данным решением Департамент энергетики и тарифов Ивановской области не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене вышеуказанного решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении требований административного истца, полагая, что решение суда принято при неверном применении норм материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что специалистом органа регулирования проведена экспертиза экономической обоснованности заявленных расходов, по результатам которого было принято оспариваемое решение. Как полагает автор апелляционной жалобы расходы по статье затрат "Аренда земли" определены в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования, а также требований статей 256, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из того, что земля не подлежит амортизации, а арендодатель не является плательщиком земельного налога. Такой подход подтвержден и сложившейся судебной практикой.
Кроме того, Департамент в своей жалобе ссылается на то, что территориальной сетевой организацией не представлены первичные документы, подтверждающие факт несения затрат в 2021 году по спорной статье, а именно: акты выполненных работ, предъявленные к оплате счета (счета-фактуры), платежные документы об оплате арендной платы. И только в рамках рассмотрения настоящего административного дела было достоверно установлено, что оплата расходов по статье затрат "Аренда земли" за 2021 год была осуществлена в 2022 году. Соответственно в силу требований пункта 50 Основ ценообразования, пункта 55 Методических указаний, пункта 33 Правил регулирования Департамент обоснованно исключил вышеуказанные расходы. При этом орган регулирования отмечает, что МУП "Коммунальные системы" являясь профессиональным участником рынка, должно быть заинтересовано в проявлении инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов МУП "Коммунальные системы" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции установиласледующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Коммунальные системы" оказывает услуги теплоснабжения сторонним потребителям, является теплоснабжающей организацией, соответственно, деятельность предприятия подлежит государственному регулированию.
МУП "Коммунальные системы" осуществляет эксплуатацию котельных и тепловых сетей на основании договора с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "КС" от2 декабря 2015 года N 10.
Тарифы для МУП "Коммунальные системы" установлены на 2022 - 2026 годы методом индексации, утверждены постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10 декабря 2021 года N 55-т/10.
2023 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования.
Предприятие обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке НВВ на 2023 - 2026 годы, письмом от 7 июля 2022 года организация направила в Департамент дополнительные обосновывающие документы и просила включить расходы по арендной плате за земельные участки в расчет фактической НВВ за 2021 год.
В результате чего Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области 13 мая 2022 года открыто тарифное дело, проведена экспертиза представленных организацией тарифных предложений, составлено экспертное заключение и принято оспариваемое постановление.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя Постановление N 50-т/11 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный акт противоречит иным нормативным правовым актам в сфере государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит вывод суда первой инстанции основанным на верном применении норм материального права и считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Установление тарифов методом индексации тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений (часть 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пункты 71-75 Основ ценообразования, глава V Методических указаний N 760-э, пункт 28 Правил регулирования тарифов).
В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой 22 Методических указаний N 760-э с учетом показателя - фактической величины НВВ в (i-2)-м году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемой в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний.
Согласно пункту 55 Методических указаний N 760-э НВВ, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле 26, одной из составляющих которой является - фактические неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования.
Статья расходов "Арендная плата" входит в состав неподконтрольных расходов и включается в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органом регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере (пункты 45 и 62 Основ ценообразования).
Органом регулирования при проведении корректировки НВВ по результатам 2021 года в составе фактических неподконтрольных расходов не учтены расходы по уплате сборов на аренду земли (таблица 27 экспертного заключения) в общем размере 66 939 руб. ввиду того, что экономическое обоснование по пункту 45 Основ ценообразования, расчет арендной платы за землю теплоснабжающей организацией не представлены (пункт 4.2 раздела IV экспертного заключения от 17 ноября 2022 года).
По мнению представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, арендная плата на землю не может быть включена в НВВ, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации земля не подлежит амортизации, а земельные участки, переданные в аренду, находятся в муниципальной собственности и орган местного самоуправления, являющийся арендодателем, не является плательщиком земельного налога в силу действующего налогового законодательства.
Суд первой инстанции с позицией органа регулирования не согласился, сославшись на то, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, является обязательным платежом, порядок расчета которого и размер основных показателей (корректирующих коэффициентов) определен нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а кадастровая стоимость, на основании которой осуществляется расчет, определяется государством. Ввиду того, что в обоснование понесенных расходов организацией представлены заключенный договор аренды, расчет и оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2021 год, суд пришел к выводу, что расходы по арендной плате являются экономически обоснованными и представления каких-либо иных документов, помимо приложенных к заявке, в целях подтверждения размера расходов не требовалось.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит основанным на верном применении норм материального права.
Пунктом 45 Основ ценообразования закреплено, что экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. В случае если договором аренды предусмотрены расходы арендатора на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
МУП "Коммунальные системы" в обоснование заявленных расходов по статье затрат "Арендная плата" представлены договор аренды земельных участков N 5 от 19 января 2016 года, договор аренды земельных участков N7 от 24 февраля 2016 года, заключенные с комитетом имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, расчет арендной платы за 2021 год по каждому из договоров, а также оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2021 год.
Согласно указанным выше договорам аренды, в аренду МУП "Коммунальные системы" переданы земельные участки, на которых расположены тепловые сети и здания котельной.
Пунктами 5.1, 5.2 договоров установлено, что расчет арендной платы производится в соответствии со ставками арендной платы за пользование землей, установленными решением Совета Вичугского муниципального района Ивановской области.
На 2021 год представлены расчеты арендной платы, являющиеся приложениями к упомянутым выше договорам, размер арендной платы определен в соответствии с решением Совета Вичугского муниципального района Ивановской области от 26 января 2012 года N 12-03, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вичугского муниципального района.
Согласно расчетам арендной платы, формула расчета включает показатели кадастровой стоимости конкретного земельного участка, корректирующего коэффициента, устанавливаемого и дифференцируемого в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка, а также коэффициента, соответствующего произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, в расчете арендной платы в соответствии с решением Совета Вичугского муниципального района Ивановской области не участвуют показатели, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 45 Основ ценообразования. Однако с учетом положений действующего земельного законодательства, решения Совета Вичугского муниципального района Ивановской области от 26 января 2012 года N 12-03, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", арендная плата в данном случае является обязательным платежом, порядок расчета которого и размер основных показателей (корректирующих коэффициентов) определен нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а кадастровая стоимость, на основании которой осуществляется расчет, определяется государством.
С учетом изложенного, поскольку договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, постольку указанные расходы должны быть учтены в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Ссылка органа регулирования на пункт 50 Основ ценообразования, с учетом положений которого были исключены расходы на аренду вследствие не подтверждения факта уплаты арендной платы регулируемой организацией, не представления первичных бухгалтерских документов, обоснованно отклонена судом.
МУП "Коммунальные системы" с материалами тарифной заявки представлены договоры аренды земельных участков, расчеты арендной платы по этим договорам за 2021 год, оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2021 год, в которой отражены расходы на оплату аренды за 2021 год в соответствии с названными договорами и расчетами.
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, решения Совета Вичугского муниципального района Ивановской области от 26 января 2012 года N 12-03 орган регулирования не был лишен возможности учесть расходы по аренде земельных участков в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере, на что указывает представленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в суд апелляционной инстанции альтернативный расчет налога на землю.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 3 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.