Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Тихоновой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой Светланы Богдановны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2022 года по административному делу N 2а-312/2022 и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15 марта 2023 года, принятые по административному исковому заявлению Глупака Антона Николаевича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с определением размера инвестиционного дохода, учитываемого на его индивидуальном накопительном счёте (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего содержание обжалованных судебных актов, включая обстоятельства дела как они установлены судебными инстанциями, доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением Владивостокского гарнизонного военного суда частично удовлетворено административное исковое заявление Глупака А.Н, в котором заявлены требования о признании незаконным произведённого ФГКУ "Росвоенипотека" расчёта по определению в размере... величины инвестиционного дохода, который должен быть начислен на ИНС административного истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признав оспоренные действия незаконными, суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал ФГКУ "Росвоенипотека" истребовать установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации сверх выделяемых на цели НИС лимитов бюджетных средств сумму... в качестве дохода от инвестирования средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а Министерство обороны Российской Федерации - осуществить фактическое перечисление на ИНС Глупака А.Н. суммы инвестиционного дохода, отказав в удовлетворении заявленных требований в размере, превышающем данную сумму.
Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 15 марта 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части размера денежных средств, подлежащих истребованию сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС в качестве дохода от инвестирования и учёта их на ИНС Глупака А.Н, а также периода расчёта инвестиционного дохода. Судом апелляционной инстанции приведён соответствующий расчёт величины инвестиционного дохода, размер которого определён в сумме... за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части решение Владивостокского гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Мирошникова С.Б. 18 мая 2023 года подала кассационную жалобу на постановленные по делу судебные акты, в которой просит об их отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведшим к принятию неправильных судебных актов, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме.
В обоснование кассационной жалобы Мирошникова С.Б. излагает собственные анализ и толкование отдельных положений Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе") и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, по итогам чего настаивает, что восстановлению и учёту после фактического открытия счёта подлежат вне зависимости от сроков возникновения у участника НИС права на открытие именного накопительного счёта лишь накопительные взносы за предшествующий период, в то время как возможности начислить и учесть доход от инвестирования тех средств, которые не учитывались на счетах участников НИС и не передавались в доверительное управление управляющим компаниям, то есть инвестирование которых фактически не осуществлялось, в том числе и по причине несвоевременности включения конкретных военнослужащих в реестр участников НИС, действующим законодательством не предусматривается.
При этом автор кассационной жалобы утверждает о безосновательности удовлетворения судом требований к Министерству обороны Российской Федерации, не допустившему непосредственно нарушений прав административного истца, процедура по открытию и ведению ИНС на имя которого должна осуществляться командиром воинской части согласно полномочиям, делегированным последнему как самостоятельному органу военного управления.
Представителем административного ответчика отмечается, что суды не учли исполнение Министерством обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" ранее принятого решения Владивостокского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2021 года, касающегося расчёта и учёта инвестиционного дохода на ИНС Глупака А.Н. Полагает, что учёт на ИНС Глупака А.Н.... в качестве такого дохода свидетельствует об исполнении в полном объёме обязательств государства, вытекающих из вышеназванного решения суда.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе".
Действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакцией части 1 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе" предусматривалось, что накопления для жилищного обеспечения формируются из учитываемых на ИНС участников НИС накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
Согласно частям 4 - 6 той же статьи учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 создано в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подпункта "в" пункта 5, пунктов 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, ИНС включает в себя ряд сведений, в том числе о доходах от инвестирования.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утверждённых тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств. Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается по существу автором кассационной жалобы, что Глупак А.Н, проходящий военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ включён в реестр участников НИС с датой возникновения основания для такого включения ДД.ММ.ГГГГ.
При этом несвоевременное включение Глупака А.Н. в указанный реестр произошло по обстоятельствам, независящим от административного истца, а расчёт подлежащих учёту на его ИНС с указанной даты денежных средств осуществлён без учёта дохода от инвестирования, который был бы учтён на ИНС административного истца в случае своевременного включения его в реестр участников НИС.
Вступившим в законную силу решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2021 года на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчёт и истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, сумму накоплений и дохода от их инвестирования, которая подлежала начислению на ИНС административного истца, в соответствии с датой возникновения основания для включения его в реестр участников НИС и с учётом срока его службы и сведений об учтённых на ИНС денежных средствах.
В порядке исполнения решения суда ФГКУ "Росвоенипотека" учтён для восстановления нарушенного права административного истца инвестиционный доход на его ИНС в размере...
Кроме того, 14 апреля 2020 года Глупак А.Н. заключил с ФГКУ "Росвоенипотека" договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту, согласно которому административному истцу предоставлен жилищный заём в размере... Правом уплаты первоначального взноса административный истец воспользовался в ДД.ММ.ГГГГ.
Частично удовлетворяя требования административного иска и признавая незаконным произведённый ФГКУ "Росвоенипотека" расчёт по определению указанной величины инвестиционного дохода, который подлежал учёту на ИНС Глупака А.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также оспоренные действия начальника названного учреждения, суд первой инстанции исходил из установленного нарушения права административного истца на инвестиционный доход, который военнослужащему был бы начислен в случае своевременного включения в реестр участников НИС. При этом суд сослался на то, что рассчитанный ФГКУ "Росвоенипотека" размер инвестиционного дохода в... не соответствует сведениям, размещённым на официальном сайте указанного федерального государственного казённого учреждения, и пришёл к выводу о наличии у административного истца права на получение накоплений для жилищного обеспечения с учётом инвестиционного дохода в приведённом им размере, поскольку иное ставило бы того в неравные условия с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях в одно с ним время стать участниками НИС и фактически реализовавшими данное право. В частности, гарнизонный военный суд счёл установленным, что после включения в реестр НИС административного истца на его ИНС так и не был учтён инвестиционный доход за период нахождения в указанном реестре.
Гарнизонный военный суд руководствовался общедоступными данными, размещёнными в сети " "данные изъяты"", в разделе " "данные изъяты"" официального сайта ФГКУ "Росвоенипотека", ведущегося согласно требованиям пунктов 3 - 7 Правил раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, и исходил из того, что размер инвестиционного дохода участника НИС, включённого в соответствующий реестр с ДД.ММ.ГГГГ, составлял на ДД.ММ.ГГГГ... Суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости учёта на ИНС Глупака А.Н. инвестиционного дохода в размере.., включая учтённый в размере... инвестиционный доход и учтённые ФГКУ "Росвоенипотека"... в качестве инвестиционного дохода по судебному решению ("данные изъяты").
Изменяя решение суда в части размера денежных средств, подлежащих истребованию сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС в качестве дохода от инвестирования и учёта их на ИНС Глупака А.Н, а также периода расчёта инвестиционного дохода, флотский военный суд руководствовался данными о средствах, учтённых на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2020 года (пункт 45), и учёл при этом следующее:
- размер инвестиционного дохода, который должен быть начислен при своевременном включении Глупака А.Н. в реестр участников НИС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно данным официального сайта ФГКУ "Росвоенипотека" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) составляет... ;
- размер инвестиционного дохода, который должен быть начислен Глупаку А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть до использования административным истцом права на уплату первоначального взноса по ипотечному кредиту), составляет 82583 руб. 33 коп. Указанный расчёт произведен судом исходя из разницы между размером инвестиционного дохода своевременно включённых в реестр участников НИС за ДД.ММ.ГГГГ, что в среднем позволяет исчислить размер такого дохода за каждый месяц ДД.ММ.ГГГГ: "данные изъяты";
- фактически учтённый на ИНС Глупака А.Н. инвестиционный доход в размерах... и... По итогам размер денежных средств, подлежащих учёту на ИНС административного истца, определён в сумме...
Поскольку сумма совокупного инвестиционного дохода, учтённого на ИНС административного истца за вышеуказанный период, составила "данные изъяты"), то учтённый на ИНС Глупака А.Н. инвестиционный доход отличается по своему размеру в меньшую сторону на "данные изъяты" от сумм инвестиционного дохода, учтённых на ИНС равных по статусу военнослужащих, своевременно включённых в реестр участников НИС, ввиду чего суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованным выводам о допущенном нарушении прав административного истца на возможность воспользоваться накоплениями для жилищного обеспечения в полном объёме, включающем учтённый за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доход от инвестирования средств, подлежавших передаче в установленном порядке в доверительное управление.
Выводы флотского военного суда, сделанные после проверки обстоятельств дела и заключающиеся в том, что в остальной части решение суда первой инстанции является правильным, сомнений в своих обоснованности и законности не вызывают.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя административного ответчика Мирошниковой С.Б, отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с учётом доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именных счетах участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений. Такая защита нарушенных прав является, в силу пункта 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства.
Адресованные ФГКУ "Росвоенипотека" рекомендации проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о начислении упущенного инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включённых в НИС, содержатся в "данные изъяты".
Административными соответчиками не представлено сведений о результатах проработки такого вопроса совместно с Министерством обороны Российской Федерации, в то время как судебные инстанции в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в целях устранения нарушенного права административного истца также правомерно обязали указанное военное ведомство, привлечённое к участию в деле, осуществить перечисление Глупаку А.Н. денежных средств в размере упущенного по независящим от военнослужащего обстоятельствам инвестиционного дохода.
При этом является ошибочным утверждение представителя административного ответчика Мирошниковой С.Б. в кассационной жалобе о незаконности возложения соответствующей обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце седьмом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отсутствие вины органов и лиц, наделённых публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Указания на наличие подобных оснований доводы кассационной жалобы не содержат.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2022 года в части, вступившей в законную силу при принятии апелляционного определения Тихоокеанского флотского военного суда от 15 марта 2023 года, и в полном объёме указанное апелляционное определение, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой Светланы Богдановны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 4 июля 2023 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.