Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рамазанова Руфата Махмута оглы, поданную 19 мая 2023 г, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2023 г.
по административному делу N 2а-3700/2022 по административному исковому заявлению Рамазанова Руфата Махмута оглы о признании незаконным уведомления Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Абакану о выдворении.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя УМВД России по г. Абакану Бальцевич О.А, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Рамазанов Р.М. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления ОВМ УМВД России по г. Абакану о принятом решении об административном выдворении за пределы Российской Федерации, подписанного заместителем начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Абакану Лукьяновой Е.П. от 27 мая 2022 г.
В обоснование требований указано, что уведомление содержит ссылки на отсутствующие положения Федерального закона от 18 июля 2006 г. N114-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (подпункт 2 части 1 статьи 27), являющийся основанием для запрета въезда в Российскую Федерацию сроком до 27 января 2027 г. Полагает уведомление о принятом решении об административном выдворении за пределы Российской Федерации от 27 мая 2022 г. нарушающим его права и законные интересы.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Рамазанов Р.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принят во внимание его довод о том, что уведомление об административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда, получено им лишь 27 мая 2022 г, после того как он уже въехал на территорию Российской Федерации 22 мая 2022 г. Настаивает, что во исполнение постановления Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16 декабря 2016 г. он самостоятельно выехал из Российской Федерации, оплатив штраф. Контроль и оформление процедуры выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда уполномоченным органом не был осуществлен, что привело к нарушению его прав. Указывает, что в ходе судебного разбирательства уме стало известно о принятом решении о запрете въезда от 8 февраля 2022 г, которое в настоящее время обжалуется. Таким образом, было вручено уведомление о принятом решении о выдворении в соответствии с постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16 декабря 2016 г, а не уведомление о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 8 февраля 2022 г, как предписывают Правила. Выводы судов полагает необоснованными и несоответствующими обстоятельствам дела и законодательству. Указывая на наличие семьи на территории Российской Федерации, регистрацию в качестве предпринимателя, возраст, а также обстоятельства выезда из Российской Федерации, полагает, что неверно определен срок неразрешения въезда в Российскую Федераци, что нарушает его права. Вывод о том, что уведомление не нарушает его права полагает необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, Рамазанов Р.М. является гражданином Республики Азербайджан.
Постановлением Абаканского городского суда от 16 декабря 2016 г. Рамазанов Р.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. На Рамазанова Р.М. возложена обязанность по самостоятельному выезду из Российской Федерации в течение пяти дней после вступления в силу постановления о назначении административного наказания. Постановление вступило в законную силу.
27 января 2022 г. Рамазанов Р.М. выехал из Российской Федерации. Иных сведений о выезде из Российской Федерации в ходе рассмотрения дела не представлено.
8 февраля 2022 г. в отношении Рамазанова Р.М. МВД по Республике Хакасия принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на пять лет, т.е. до 27 января 2027 г.
После прибытия 22 мая 2022 г. Рамазанова Р.М. в Российскую Федерацию при обращении в ГАУ РХ МФЦ Хакасии с документами для постановки на миграционный учет, 27 мая 2022 г. заместителем начальника ОВМ УИВД России по г. Абакану Лукьяновой Е.П. Рамазанову Р.М. вручено уведомление о принятом решении об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Полагая уведомление незаконным, Рамазанов Р.М. обратился в суд.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое уведомление вручено уполномоченным лицом, содержит сведения о принятом в отношении Рамазанова Р.М. решения, изложение содержания не препятствует верному определению существа затрагиваемого предмета, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, носит ознакомительный характер и не возлагает на Рамазанова Р.М. обязанностей.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда согласилась, отклонив доводы о неверном исчислении срока запрета на въезд в Российскую Федерацию, поскольку уведомление содержит срок, установленный в решении о неразрешении въезда, а также отклонив доводы о незаконности уведомления по причине недопустимости нарушения права административного истца на уважение личной и семейной жизни.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Подпунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В соответствии с частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (часть 1 статьи 3.10 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 5 "Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации и в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим такое решение, в срок не более 3 рабочих дней со дня его принятия.
Уведомление о принятии соответствующего решения вручается под роспись иностранному гражданину, в отношении которого принято данное решение, а в случае невозможности вручения лично направляется по месту их пребывания (жительства) в Российской Федерации (при отсутствии у иностранного гражданина места пребывания (жительства) - по месту его фактического нахождения на территории Российской Федерации) посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. При уклонении иностранного гражданина от получения указанного уведомления и ознакомления с ним под роспись составляется акт об отказе в его получении и ознакомлении с ним, о чем указано в абзаце 2 пункта 5 указанного Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Правил решение о неразрешении въезда принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
Пунктом 1 в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12, включено МВД России.
В соответствии с Положением об Управлении министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану, утвержденному в приложении к приказу МВД по Республике Хакасия от 10 августа 2017 г. N 516, УИВД России по г. Абакану является территориальным органом МВД России на районном уровне.
Пунктом 2 Положения об отделе по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану, утвержденного приказом УМВД России по г. Абакану от 11 июля 2016 г. N 160 установлено, что Отдел является структурным отделом УМВД России по г. Абакану, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
К основным функциям Отдела относятся: осуществление федерального государственного надзора (контроля) за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; осуществление федерального государственного надзора (контроля) за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, выполнение в соответствии с законодательством иных функций по вопросам деятельности отдела по вопросам миграции.
Принимая во внимание изложенные нормы материального права, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку оспариваемое административным истцом уведомление принято уполномоченным лицом, носит уведомительных характер, содержит сведения о принятом в отношении иностранного гражданина Рамазанова Р.М. решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, не является по существу решением об ограничении въезда, соответственно не может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов, не возлагает какие-либо обязанности.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии содержания уведомления принятому решению в неразрешении въезда в Российскую Федерацию и содержащемся противоречии правового обоснования (неверное указание наименования закона) не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку удовлетворение требований в пределах заявленного иска не может повлечь правовых последствий для реализации прав и обязанностей административного истца в связи с принятыми в отношении него решениями об административном выдворении за пределы Российской Федерации и о неразрешении въезда.
Доводы о ненадлежащем уведомлении о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а равно доводы о наличии семейных связей в Российской Федерации, об иных обстоятельствах, препятствующих, по мнению заявителя жалобы, принятию решений об ограничении въезда, и о неверном определении даты ограничения въезда, на правильность выводов судов в пределах заявленных требований не влияют, могут являться предметом судебной проверки и оценки судом при разрешении требований об оспаривании законности решения о неразрешении въезда, которое предметом спора по настоящему административному делу не является.
С учетом изложенного, в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Рамазанова Руфата Махмута оглы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 30 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 июля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.