N 88А-14784/2023
г. Кемерово 13 июля 2023 года
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Конаревой И.А, рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, поданную 24 мая 2023 года, на апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 28 апреля 2023 года
по административному делу N 2а-3229/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по организации безопасного регулярного автотранспортного сообщения между Тере-Кольским районным и граничащими муниципальными образованиями и о возложении на ответчика обязанность по реализации полномочий в указанной сфере путем включения в государственную программу Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2016 N 518, мероприятий по созданию отвечающей установленным законодательством требованиям к качеству и безопасности автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения между Тере-Хольским районом и граничащими муниципальными образованиями,
УСТАНОВИЛ:
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 октября 2021 года, вступившим в законную силу возложена обязанность на Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва устранить нарушения прав неопределенного круга лиц путем включения в государственную программу Республики Тыва "Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30.11.2016 N 518, мероприятий по созданию отвечающей установленным законодательством требованиям к качеству и безопасности автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения между Tepe-Хольским районом и граничащими муниципальными образованиями.
Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 октября 2021 года до 1 февраля 2026 года.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2023 года предоставлена отсрочка исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 октября 2021 года до 31 декабря 2024 года.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 апреля 2023 года определение суда первой инстанции отменено, заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва ставит вопрос об отмене апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 апреля 2023 года с оставлением в силе определения суда первой инстанции, указывая на неустановление обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на невозможность исполнения решения суда в установленный срок по независящим от административного ответчика обстоятельствам.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
В силу части статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по административному делу N 2а-3229/2021, исходил из того, что административным ответчиком выполняются необходимые мероприятия направленные на исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 октября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции отменяя определение суда первой инстанции, обоснованно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств реальной возможности исполнения решения суда до 1 февраля 2026 года.
При этом необходимо учитывать, что несвоевременное исполнение решения суда приводит к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов апелляционной инстанции о том, что указанные обстоятельства не являются достаточными для удовлетворения заявления и предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Из представленных ответов на обращение Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва о выделении необходимых для исполнения решения суда денежных средств не следует, что необходимое финансирование поступит до указанной даты и позволит исполнить решение суда до 1 февраля 2026 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал, что приведенные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, с учетом характера допущенных нарушений.
Суд апелляционной инстанции оценил все представленные заявителем доводы о необходимости отсрочки исполнения решения суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, мотивировали свои выводы по данному вопросу в судебных актах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в заявлении, они были подробно исследованы судом апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов судов не имеется. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Конарева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.