Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-659/2022 (УИД: 55RS0038-01-2022-001104-90) по иску Министерства здравоохранения Омской области к Семеновой Кристине Александровне о расторжении договора на получение компенсационной выплаты, взыскании задолженности, по кассационной жалобе Семеновой Кристины Александровны на решение Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к Семеновой Кристине Александровне (далее - Семенова К.А, ответчик) о расторжении договора на получение компенсационной выплаты, взыскании уплаченных по указанному договору денежных средств.
В обоснование исковых требований указало, что 2 октября 2014 г. между Министерством здравоохранения Омской области и Семеновой К.А, "данные изъяты" участковым поликлинического отделения бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Черлакская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Черлакская ЦРБ") заключен договор N с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - договор от 2 октября 2014 г. N).
В соответствии с пунктом 6 договора от 2 октября 2014 г. N на расчетный счет Семеновой К.А. перечислена единовременная компенсационная выплата на сумму 1 000 000 руб, что подтверждается платежными поручениями от 18 ноября 2014 г. N и N.
Согласно подпункту 1 пункта 8 договора от 2 октября 2014 г. N медицинский работник обязуется работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором от 25 августа 2014 г. N, заключенным с БУЗОО "Черлакская ЦРБ". При этом принятое ответчиком обязательство предполагает непосредственную трудовую деятельность на рабочем месте. С 8 февраля 2016г. по 4 июня 2017 г. Семеновой К.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 5 июня 2017 г. по 4 декабря 2018 г. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный период не является работой на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Семенова К.А. получала иные социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. С 19 октября 2018 г. Семенова К.А. приступила к исполнению трудовых обязанностей.
Трудовой договор с Семеновой К.А. расторгнут на основании заявления работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации) 18 октября 2019 г.
Обращаясь с иском в суд, истец ссылался на то, что Семенова К.А. не выполнила в полном объеме свои обязательства отработать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. Сумма, подлежащая возврату ответчиком в областной бюджет, составляет 529 572 руб. 84 коп. пропорционально неотработанному ею времени.
12 марта 2020 г. ответчику направлены уведомления о расторжении договора с приложением соглашения о расторжении договора с требованием возврата части единовременной компенсационной выплаты. До настоящего времени выплата не возвращена.
Министерство здравоохранения Омской области просило суд расторгнуть договор от 2 октября 2014 года, заключенный с Семеновой К.А, и взыскать с ответчика в доход областного бюджета 529 572 руб. 84 коп.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г. исковые требования Министерства здравоохранения Омской области удовлетворены.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г. расторгнут договор N от 2 октября 2014 г. с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заключенный с Семеновой К.А.
С Семеновой К.А. в доход бюджета Омской области взыскано 529 572 руб. 84 коп, выплаченных на основании договора от 2 октября 2014 г. N.
С Семеновой К.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 495 руб. 73 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2023 г. решение Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г. изменено в части взысканных сумм.
С Семеновой К.А. в доход бюджета Омской области взыскано 512 595 руб. 84 коп, выплаченных на основании договора N от 2 октября 2014 г.
С Семеновой К.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 326 руб.
В остальной часть решение Черлакского районного суда Омской области от 05 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Семенова К.А. просит об отмене решения Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2023 г.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. В частности, заявитель указывает, что за период работы в БУЗОО "Черлакская ЦРБ", с 1 сентября 2014 года по 18 октября 2019 года, Семенову К.А. постоянно привлекали к сверхурочным работам и ночным дежурствам в стационаре, несвоевременно выплачивали отпускные, отказывались предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом, работодатель не обеспечивал работнику гарантированного права на отдых с установлением нормальной продолжительности рабочего дня на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором. Указывает, что в силу подпункта 1 пункта 8 договора от 2 октября 2014года N медицинский работник приняла на себя обязательства работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с Трудовым договором, заключенным с БУЗОО "Черлакская ЦРБ". В период с 8 февраля 2016 г. по 18 октября 2018 г. Семенова Е.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 19 октября 2018 г. Семенова К.А. продолжила осуществлять трудовую деятельность.
Отпуск по уходу за ребенком, согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, должен быть засчитан в общий и непрерывный трудовой и страховой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии), поскольку на период отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность) и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Полагает, что условиями заключенного сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не предусмотрено, что при реализации Семеновой К.А. права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных статьями 253-264 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе, при реализации права на отпуск по уходу за ребенком, соответствующие периоды отпусков и работы в условиях неполного рабочего времени должны вычитаться из периода работы и из трудового стажа медицинского работника. Соответственно, полагает, что суды необоснованно исключили отпуск по уходу за ребенком из пятилетнего периода работы ответчика по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, что противоречит действующему трудовому законодательству Российской Федерации. Указывает, что ни законодательством Российской Федерации, ни условиями заключенного сторонами договора от 2 октября 2014года N не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который обязался отработать медицинский работник для получения единовременной компенсации в размере 1 000 000 рублей на период нахождения работника в декретном отпуске, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуск по уходу за ребенком является реализацией работником его трудовых и социальных прав, связанных с охраняемыми государством материнством и детством. Полагает что отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входят в указанный пятилетний трудовой период.
Таким образом, периоды с 8 февраля 2016 г..по 4 июня 2017 г..и с 5 июня 2017 г..по 18 октября 2018года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и возраста трех лет неправомерно исключены из подсчета периода отработанного Семеновой К.А. на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, поскольку в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком за Семеновой К.А. сохранялось право на получение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Указывает, что заключенный с Министерством здравоохранения Омской области договор от 2 октября 2014года N не подписан и не заключен БУЗОО "Черлакская ЦРБ", что свидетельствует о недействительности указанного договора. Судами не привлечено к участию в деле Министерство финансов Омской области, участие которого является обязательным. Указывает, что увольнение Семеновой К.А. являлось вынужденным из - за конфликта с работодателем, привлекавшем ее, имеющую малолетних детей, к работе в ночное и сверхурочное время. Полагает, что Семенова К.А. нарушений условий договора от 2 октября 2014 г..N не допустила, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Относительно доводов кассационной жалобы БУЗОО "Черлакская ЦРБ" и Министерством здравоохранения Омской области представлены письменные возражения, в которых просят судебные постановления оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Министерства здравоохранения Омской области, ответчик Семенова К.А, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, БУЗОО "Черлакская ЦРБ", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 25 августа 2014 г. между Семеновой К.А. и БУЗОО "Черлакская ЦРБ" заключен трудовой договор, по которому Семенова Е.А. принята на работу на должность "данные изъяты" участкового по основной работе на неопределенный срок.
К рудовым обязанностям Семенова К.А. приступила 1 сентября 2014 г.
2 октября 2014 г. между Министерством здравоохранения Омской области и Семеновой К.А. заключен договор от 2 октября 2014 г. N с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
По условиям данного договора Министерство здравоохранения Омской области обязалось предоставить Семеновой К.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня заключения договора, а последняя обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.
В случае прекращения трудового договора с БУЗОО "Черлакская ЦРБ" до истечения пятилетнего срока медицинский работник Семенова К.А. обязалась возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора с БУЗОО "Черлакская ЦРБ" на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области.
В соответствии с п. 14 договора от 2 октября 2014 г. N он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Министерство здравоохранения Омской области принятые на себя обязательства по предоставлению ответчику единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме, перечислив ответчику сумму компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей платежными поручениями N, N от 18 ноября 2014 г. на счет Семеновой К.А.
Согласно приказам БУЗОО "Черлакская ЦРБ" N от 26 января 2016 г, N от 13 июня 2017 г. Семеновой К.А. предоставлены отпуска по уходу за ребенком с 8 февраля 2016 г. по 4 июня 2017 г, с 5 июня 2017 г. по 4 декабря 2018 г.
18 октября 2019 г. Семенова К.А. уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском, Министерство здравоохранения Омской области настаивало, что в период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет ответчик свои трудовые обязанности не выполнял, в связи с чем, сумма перечисленной ответчику компенсации подлежит возврату в размере, пропорциональном неотработанному ответчиком времени.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что периоды нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, а также в отпуске без сохранения заработной платы, подлежат исключению из подсчета отработанного на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, в связи с чем пришел к выводу о взыскании денежных средств пропорционально неотработанному времени, установленному договором от 2 октября 2014 года N в размере 529 572 руб. 84 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда, не согласившись с правильностью произведенного судом первой инстанции расчета периода неотработанного ответчиком времени, и указав, что пятилетний срок необходимо исчислять с даты, когда Семенова К.А. приступила к исполнению своих трудовых обязанностей, то есть с 1 сентября 2014 года, соответственно, из 5 лет ею отработано 890 дней на условиях нормальной продолжительности рабочего времени за вычетом периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 8 февраля 2016 года по 4 июня 2017 г. - 1 год 3 месяца 28 дней и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5 июня 2017 г. по 18 октября 2018 г. (1 год 4 месяца 15 дней), неотработанный ответчиком период составил 936 дней, в связи с чем, суд апелляционной инстанции произвел перерасчет подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца суммы и изменил решение Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 г. в части взысканных сумм, определив ко взысканию с Семеновой К.А. в доход бюджета Омской области 512 595 рублей 84 коп. выплаченной на основании договора от 2 октября 2014 года N суммы и определив подлежащую взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 8 326 рублей.
В остальной часть решение Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022 года оставлено судом апелляционной инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в редакции Федеральных законов от 1 декабря 2012 г..N213-ФЗ, от 25 ноября 2013 г..N317-ФЗ, действующих в спорный период, в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусматривалось, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий;
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подп. "а" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подп. "б" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подп. "в" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подп. "г" п. 3 ч. 12.2 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На основании ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 г. N 30-п "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат" утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в 2012 -2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Согласно пункту 8 договора от 2 октября 2014 г. Семенова К.А. приняла на себя обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Черлакская центральная районная больница".
Кроме того, Семенова К.А. обязалась в случае прекращения трудового договора с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Черлакская центральная районная больница" до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
18 октября 2019 года действие трудового договора, заключенного с Семеновой К.А. прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Условиями заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не предусмотрено, что при реализации ею права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных статьями 253 - 264 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе на отпуск по уходу за ребенком, работу в условиях неполного рабочего времени, а также при предоставлении ей работодателем отпусков без сохранения заработной платы, соответствующие периоды отпусков и работы в условиях неполного рабочего времени могут зачитываться в пятилетний срок отработки.
Из буквального толкования договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, могут засчитываться только периоды, когда Семенова К.А. непосредственно исполняла трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, с зачетом в них выходных, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых отпусков.
Во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком, Семенова К.А. не исполняла трудовые обязанности "данные изъяты" участкового на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. Соответственно, эти периоды не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Таким образом, Семенова К.А. при увольнении прекратила исполнять возложенный по договору от 2 октября 2014 года на нее обязанности по выполнению трудовой функции медицинского работника в БУЗОО "Черлакская центральная районная больница".
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии законных оснований для исключения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком из пятилетнего срока отработки правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку противоречат вышеуказанным положениям закона, а также положениям пункта 8 договора от 2 октября 2014 года N.
Также судом апелляционной инстанции правомерно на основании исследованных материалов дела сделан вывод об отсутствии достаточных оснований полагать вынужденный характер увольнения Семеновой К.А. из БУЗОО "Черлакская ЦРБ".
В заявлении, поданном Семеновой К.А. в Прокуратуру Омской области 10 декабря 2019 г, в Министерство здравоохранения Омской области 17 октября 2019 г, по факту направления ей уведомления о необходимости возврата части компенсационной выплаты, ответчик не ссылалась на вынужденный характер увольнения, указывала только на включение в срок работы 5 лет отпуска по уходу за ребенком. В возражениях на иск также указывала исключительно на выполнение взятых обязательств в полном объеме.
Впоследствии Семенова К.А. указывала на то, что работодателем предпринимались попытки привлечь ее к работе в ночное и сверхурочное время, что послужило одной из причин увольнения.
Из представленных Семеновой К.А. документов усматривается, что в заявлении работодателю, поданном ею 17 октября 2018 г. содержится отказ Семеновой К.А. от работы в ночное время и сверхурочной работы, что является ее правом, предусмотренным трудовым законодательством. Данные события имели место за год до прекращения трудовых отношений. Сведения о принудительном привлечении работника к таким работам в материалах дела не содержатся.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства добровольности принятия Семеновой К.А. решения об увольнении из БУЗОО "Черлакская ЦРБ", которые подтверждаются следующими доказательствами.
По состоянию на 17 октября 2018 г. супруг Семеновой К.А. трудился в городе Омске. Из справки о посещении ребенком МБДОУ "Черлакский детский сад N" следует, что ребенок Семеновой К.А. отчислен из детского сада приказом от 30 августа 2019 года на основании личного заявления родителя.
Прекращение трудовых отношений имело место 18 октября 2019 г, впоследствии 5 ноября 2019 г. Семенова К.А. начала работу в БУЗОО "Городская больница N" на основании трудового договора от 5 ноября 2019 г. N.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что оснований полагать, что увольнение Семеновой К.А. имело вынужденный характер, не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части указания на вынужденный характер увольнения Семеновой К.А. в материалах дела подтверждения не нашли, суд апелляционной инстанции установилдобровольный характер принятого ответчиком решения об увольнении из БУЗОО "Черлакская ЦРБ", в связи с чем, оснований для переоценки указанных обстоятельств судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Положениями подпункта 3 пункта 8 договора от 2 октября 2014 года установлены основания прекращения трудового договора с работодателем, при которых у работника не возникает обязанности возвратить денежные средства в областной бюджет.
Семенова К.А. не представила доказательства, что ее увольнение обусловлено именно указанными обстоятельствами, а именно произведено по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Семенова К.А. в нарушение условий договора от 2 октября 2014 года N не отработала пятилетний срок, что является существенным нарушением условий договора и достаточным основанием для его расторжения.
Увольнение Семеновой К.А. по собственному желанию из БУЗОО "Черлакская центральная районная больница" ранее пятилетнего срока влечет возникновение у нее обязанности возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку.
12 марта 2020 года Министерством здравоохранения Омской области в адрес Семеновой К.А. направлено уведомление о расторжении договора с приложением соглашения о расторжении договора и предложено в течение 10 календарных дней с момента получения указанного уведомления, но не позднее 1 июня 2020 г. подписать соглашение о расторжении договора и вернуть в Министерство здравоохранения Омской области, а также возвратить сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 529 572 руб. 84 коп. на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области.
Указанные денежные средства Семеновой К.А. возвращены не были.
Разрешая вопрос о сумме, подлежащей ко взысканию с Семеновой К.А, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из необходимости исчисления пятилетнего срока работы по трудовому договору, заключенному между Семеновой К.А. и БУЗОО "Черлакская ЦРБ" с момента начала работы, то есть с 1 сентября 2014 года.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что Семеновой К.А. фактически на условиях нормальной продолжительности рабочего времени отработано 890 дней, за минусом периода 1 год 3 месяца 28 дней (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 8 февраля 2016 г. по 4 июня 2017 г.) и периода 1 год 4 месяца 15 дней (периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5 июня 2017 г. по 18 октября 2018г.).
Семенова К.А. приняла обязательство отработать 5 лет (1826 дней), соответственно, неотработанный период Семеновой К.А. составляет 936 дней (1826 дней - 890 дней).
С учетом указанного расчета, судом апелляционной инстанции сумма, подлежащая возврату Семеновой К.А, верно определена в размере 512 595 руб. 84 коп. (1 000 000/1826 дней х 936 дней = 512 595 руб. 84 коп.).
Указанный расчет произведен судом апелляционной инстанции верно, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ничтожности договора N от 2 октября 2014 года по мотиву не подписания его БУЗОО "Черлакская ЦРБ" являются несостоятельными, поскольку БУЗОО "Черлакская ЦРБ" никаких обязательств на себя по указанному соглашению не принимало, и на указанное лицо данное соглашение обязательств финансового характера не возлагает, стороной по договору N от 2 октября 2014года БУЗОО "Черлакская ЦРБ" не являлось и не должно было выступать.
Принимая обжалуемое судебное постановление, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды пришли к правомерным выводам о наличии оснований для расторжения договора от 2 октября 2014 г. N, заключенного Министерством здравоохранения Омской области с Семеновой К.А, взыскании с Семеновой К.А. в доход бюджета Омской области 512 595 руб. 84 коп, поскольку во время нахождения в отпусках по уходу за детьми Семенова К.А. не исполняла трудовые обязанности "данные изъяты" в БУЗОО "Черлакская ЦРБ" на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, то эти периоды не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ввиду чего Семеновой К.А. обязательство отработать в течение пяти лет не исполнено.
Доводы кассационной жалобы о том, что отпуск по уходу за ребенком входит в пятилетний срок, поскольку законодательством и заключенным договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты, на период нахождения в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения и условий договора, заключенного с Министерством здравоохранения Омской области.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не подтверждает допущенных при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черлакского районного суда Омской области от 5 декабря 2022г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Семеновой Кристины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.