Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2551/2022 (УИД 38RS0035-01-2022-002438-67) по иску Ли Андрея Николаевича к Иркутской таможне о признании незаконным дисциплинарного взыскания, по кассационной жалобе Иркутской таможни на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ли Андрей Николаевич (далее по тексту - Ли А.Н, истец) обратился в суд с иском к Иркутской таможне о признании незаконным дисциплинарного взыскания.
Требования мотивированы тем, что с 3 августа 2010 г. истец работал в Иркутской таможне, с 3 ноября 2017 г. в должности заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни.
Пунктом 1 приказа ответчика N от 31 марта 2022 г. "Об итогах служебной проверки" за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в необеспечения надлежащей замены служебного удостоверения PC N, срок действия которого истек 2 ноября 2020 г, на него как заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста майора таможенной службы наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Истец Ли А.Н. полагает, что его вина в совершенном дисциплинарном проступке отсутствует. Ответчиком не установлено время, место, обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, характер и размер ущерба. Наоборот, как следует из заключения N по результатам служебной проверки от 21 марта 2022 г, приказа от 31 марта 2022 г. N, сотрудники ответчика, отвечающие за выполнение положений изложенных в Инструкции (ФИО5, ФИО6, ФИО7), привлечены к дисциплинарной ответственности, так как допускали в процессе своей работы нарушение дисциплины, которые в том числе привели к ненадлежащему оформлению сдачи Ли А.Н. служебного удостоверения PC N. Присутствует вина работодателя, которая не была учтена при определении ответственности истца.
Ответчиком нарушена процедура его привлечения к дисциплинарной ответственности, установленная Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, Приказом ФТС от 2 августа 2012 г. N 1557 "Об утверждении инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации". Акт об отказе от дачи письменных объяснений составлен 10 марта 2022 г. с нарушением пункта 22 указанной инструкции, а именно подписан только ФИО8, который является председателем комиссии, не подписан двумя другими лицами, которые должны подтвердить содержание подписываемого акта. Кроме того, истцу не представляли для ознакомления результаты служебной проверки. Ответчиком пропущен срок на привлечение истца к дисциплинарной ответственности предусмотренный законом. Пунктом 30 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации предусмотрено, что дисциплинарное взыскание не может быть применено, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции N 2300 к Приказу ФТС России от 5 декабря 2013 г. о порядке учета, хранения, оформления и выдачи служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, жетонов сотрудников таможенных органов Российской Федерации, удостоверений работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России - служебное удостоверение подлежит замене по истечении срока его действия. Срок возврата служебных удостоверений Инструкцией не предусмотрен. Между тем, фактически служебное удостоверение должно быть сдано истцом в момент получения нового служебного удостоверения, что истец и сделал. Отсутствует подпись истца о сдаче служебного удостоверения 20 ноября 2020 г, соответственно истец совершил проступок 20 ноября 2020 г. Работодатель узнал о проступке 20 ноября 2020 г, соответственно ответчик пропустил срок для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Также истец указывал о подложности ведомости ознакомления от 10 января 2022 г. в соответствии со статьей 186 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Подпись от имени Ли А.Н. в ведомости ознакомления от 10 января 2022 г. выполнена не истцом, а с использованием технических средств. Истца в период работы в таможенном органе никогда не знакомили с Приложением N к приказу ФТС России от 5 декабря 2013 г. N 2300.
С учетом изложенного истец просил признать незаконным наложенное на него приказом от 31 марта 2022 г. N дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2022 г. исковые требования Ли А.Н. удовлетворены, наложение приказом начальника Иркутской таможни от 31 марта 2022 г. N дисциплинарного взыскания в виде выговора на заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста майора таможенной службы Ли Андрея Николаевича признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 марта 2023 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Иркутская таможня просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Ли А.Н. представлен письменный отзыв.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменном отзыве на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Ли А.Н. с 3 августа 2010 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, с 3 ноября 2017 г. в должности заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, исполнял обязанности начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни с 24 ноября 2021 г. по 23 февраля 2022 г.
Пунктом 1 приказа начальника Иркутской таможни от 31 марта 2022 г. N "Об итогах служебной проверки" за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в необеспечении надлежащей замены служебного удостоверения PC N, срок действия которого истек 2 ноября 2020 г, в нарушение положений пунктов 9, 12 Инструкции N, что является ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, установленных пунктом 13 раздела III должностной инструкции заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни (должность которого занимал Ли А.Н. на момент совершения дисциплинарного проступка) N, утвержденной исполняющим обязанности начальника Иркутской таможни 24 августа 2020 г. и пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", с учетом длящегося характера совершенного дисциплинарного проступка, на основании подпункта 2 пункта 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации на заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста майора таможенной службы Ли А.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
С приказом от 31 марта 2022 г. N Ли А.Н. ознакомлен 11 апреля 2022 г, при этом указано, что в соответствии с ранее направленным заявлением материалы, послужившие основанием для назначения служебной проверки, в его адрес не поступили.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, а именно докладную записку начальника отдела по противодействию коррупции Иркутской таможни (далее оп тексту - ОПК) ФИО9 от N "Об информировании в соответствии с распоряжением ФТС России от 27 декабря 2011 г. N", заключение служебной проверки, пояснения свидетеля ФИО10 заверенные нотариально, установив, что совершение истцом проступка в виде нарушения служебной дисциплины, а именно невозвращение удостоверение по истечению срока, на который оно было выдано, имело место быть, при этом ответчиком пропущен срок применения дисциплинарного взыскания, а также не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацами 2 - 4 части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Частью 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (часть 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абзацы 1, 2 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утвержденным Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав).
Разделом IV Дисциплинарного устава предусмотрены виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения на сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Пунктом 20 Дисциплинарного устава предусмотрено, что порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. N 1557 утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция).
Согласно пункту 1 Инструкции служебная проверка проводится по решению начальника таможенного органа в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков.
Пунктом 4 Инструкции предусмотрено, что основаниями для проведения служебной проверки могут являться, в том числе, сведения о совершении дисциплинарного проступка; информация, изложенная в представлении, сообщении (письме) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц; уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника таможенного органа в связи с его служебной деятельностью (исполнением должностных обязанностей).
Из пункта 5 Инструкции следует, что служебная проверка назначается приказом таможенного органа, в котором указывается: основание для ее назначения; сроки ее проведения, состав комиссии для проведения служебной проверки (должность, фамилия, инициалы членов комиссии); срок представления начальнику таможенного органа материалов служебной проверки и заключения по ее результатам (далее - заключение).
Пунктом 24 Инструкции установлено, что в заключении указывается: основание для проведения служебной проверки, приказ таможенного органа о назначении служебной проверки, должность, фамилию, инициалы членов комиссии; сроки проведения служебной проверки; факт, обстоятельства, время, место, условия совершения дисциплинарного проступка; сведения о сотруднике (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, период службы в занимаемой должности), совершившем дисциплинарный проступок, а также о других сотрудниках, причастных к его совершению; нарушенные сотрудником требования законодательства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, правовых актов таможенного органа, должностной инструкции; отношение сотрудника к совершенному дисциплинарному проступку согласно его письменному объяснению; правовую квалификацию дисциплинарного проступка; размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка, предложения о порядке его возмещения (в случае возможности определения указанного размера в период проведения проверки); предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; предложения о проведении в таможенном органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий.
Пунктом 31 Инструкции предусмотрено, что по завершении служебной проверки председатель Комиссии организовывает формирование дела с материалами служебной проверки, в которое включают: документ (копию), содержащий сведения, послужившие основанием для назначения служебной проверки; копию приказа о проведении служебной проверки; объяснения сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, а также других сотрудников по вопросам служебной проверки; копию должностной инструкции сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; документы (подлинники или заверенные надлежащим образом копии), касающиеся служебной проверки; справочные материалы; заключение; копию приказа, изданного по результатам проведения служебной проверки (при его издании); копию ответа лицу в случае проведения служебной проверки по его заявлению; другие документы и материалы, послужившие основанием для формирования выводов и предложений, изложенных в заключении.
Согласно пункту 30 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание не может быть применено: во время болезни сотрудника; в период нахождения сотрудника в отпуске или командировке; в случае если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев. В указанные сроки не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
В силу пункта 29 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа обязан соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.
Пунктом 13 раздела III должностной инструкции заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни N, утвержденной исполняющим обязанности начальника Иркутской таможни 24 августа 2020 г, установлено, что заместитель начальника исполняет обязанности, установленные статьями 7.1 и 17 Федерального закона о службе в таможенных органах, Общим положением о таможенном посте, заключенном контрактом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке учета, хранения, оформления и выдачи служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, жетонов сотрудников таможенных органов Российской Федерации, удостоверений работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденной приказом ФТС России от 5 декабря 2013 г. N 2300 служебное удостоверение должностного лица (далее - служебное удостоверение) является официальным персональным документом, свидетельствующим о прохождении его владельцем службы в таможенном органе Российской Федерации, и содержит информацию о занимаемой им должности, присвоенном специальном звании сотрудника таможенного органа Российской Федерации (далее - сотрудник) или классном чине государственной гражданской службы Российской Федерации. Служебное удостоверение подтверждает права и полномочия должностных лиц, предоставленные им законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6 и 7 Инструкции N 2300 должностное лицо обеспечивает бережное хранение полученного служебного удостоверения, исключающее его утрату или порчу, не допускает его передачу другим лицам, а также использование в целях, не связанных со служебной деятельностью. В случае утраты служебного удостоверения должностное лицо незамедлительно письменно уведомляет об этом начальника таможенного органа.
Вопреки доводов кассационной жалобы об отсутствии сроков сдачи сотрудниками служебных удостоверений с истекшим сроком действия, нарушении требований по сдаче удостоверения вплоть до момента пресечения - обнаружении служебного удостоверения после производства обыска в служебном жилом помещении истца, вплоть до 17 февраля 2022 г. и необходимости в связи с этим считать срок привлечения с 17 февраля 2022 г, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу как об отсутствии длящегося проступка истца, о чем свидетельствует позиция работодателя, указавшего в оспариваемом приказе на нарушение истцом пункта 13 раздела III должностной инструкции заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни (должность которого занимал Ли А.Н. на момент совершения дисциплинарного проступка) N, утвержденной исполняющим обязанности начальника Иркутской таможни 24 августа 2020 г, при этом в период с 20 ноября 2020 г. до 31 марта 2022 г. истец исполнял обязанности как заместителя начальника, так и начальника и на нарушение истцом должностной инструкции начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни в приказе не указано, так и о том, что удостоверение с истекшим сроком действия должно было быть сдано Ли А.Н. 2 ноября 2020 г, а новое служебное удостоверение было выдано истцу на новый срок 20 ноября 2020 г, соответственно работодатель уже на момент истечения срока действия удостоверения должен был установить данное обстоятельство, на момент выдачи нового удостоверения необходимо было установить отсутствие сдачи истцом служебного удостоверения РС N, в связи с чем является правильным вывод о том, что за указанный проступок истец мог быть привлечен к ответственности до 21 мая 2021 г, тогда как на момент издания приказа 31 марта 2022 г. о привлечении истца к дисциплинарной ответственности шестимесячный срок, установленный статьей 30 Дисциплинарного истек.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что нарушения истцом служебной дисциплины носят не единичный характер и допускались ранее вынесения оспариваемого приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, поскольку из представленных Иркутской таможней сведений следует, что истец привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговора в 2020 году, в 2020 году в отношении истца проведено 2 служебных проверки, по результатам которых истец предупрежден о необходимости строгого соблюдения служебной дисциплины, и в отношении него применены меры материального воздействия в виде снижения премии за добросовестное выполнение должностных обязанностей, отсутствии применения, в 2021 г. в отношении истца также проведено 2 служебных проверки, по результатам которых истец предупрежден о необходимости строгого соблюдения служебной дисциплины и в отношении него применены меры материального воздействия в виде снижения премии, в связи с чем суды верно указали, что на момент привлечения истца к дисциплинарной ответственности 31 марта 2022 г. у него не имелось не погашенных дисциплинарных взысканий, подлежащих учету при решении вопроса о применении в отношении истца дисциплинарной ответственности.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о необоснованном применении положений Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации закреплены общие положения дисциплинарной ответственности, порядке применения и снятия дисциплинарного взыскания.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие ответчика с оспариваемыми судебными актами, повторяют позицию ответчика, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, тогда как им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иркутской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.