Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4950/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-008438-29) по иску Дубровской Ольги Алексеевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дубровская Ольга Алексеевна (далее по тексту - Дубровская О.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсий по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что 3 августа 2021 г. истец обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 сентября 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку стаж истца составил 23 года 6 месяцев 10 дней при требуемом 25 лет.
В специальный стаж истца пенсионным органом не были включены в том числе периоды работы с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. (2 года 1 день), с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. (8 месяцев 1 день), с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г. (6 месяцев 28 дней) заместителем директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", так как Списками от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 заместитель директора по научно-методической работе не предусмотрен. В данные периоды истец также вела часы учителя биологии на неполную ставку в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19". Засчитать данные периоды работы не предоставляется возможным, так как не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы и отсутствует зачисление на штатную должность, что предусмотрено Списком от 29 октября 2002 г. N 781.
С учетом изложенного истец просила признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 сентября 2021 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. (2 года 1 день) - в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N19", с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. (8 месяцев 1 день), с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г. (6 месяцев 28 дней) - в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить Дубровской О.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 ноября 2022 г. заявленные исковые требования удовлетворены, решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 сентября 2021 г. N признано незаконным в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы истца с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. (2 года 1 день) - в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. (8 месяцев 1 день), с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г. (6 мес. 28 дней) - в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19" и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Дубровской О.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. (2 года 1 день) - в должности заместителя директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. (8 месяцев 1 день), с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г. (6 месяцев 28 дней) - в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Дубровской О.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г. произведена в порядке процессуального правопреемства замена ответчика Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 ноября 2022 г. изменено в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости, резолютивную часть решения в указанной части изложена в следующей редакции: "Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу назначить Дубровской О.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 3 августа 2021 г.", в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила).
Так, пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункту 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N781).
Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 3 августа 2021 г. истец обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 сентября 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку стаж истца составил 23 года 6 месяцев 10 дней при требуемом 25 лет.
Как следует из содержания решения, в специальный стаж ответчиком не включены, в том числе, периоды работы истца с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. (2 года 1 день), с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. (8 месяцев 1 день), с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г. (6 месяцев 28 дней) заместителем директора по научно-методической работе в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19", так как Списками от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 заместитель директора по научно-методической работе не предусмотрен. В данные периоды истец также вела часы учителя биологии на неполную ставку в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19". Засчитать данные периоды работы не предоставляется возможным, так как не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы и отсутствует зачисление на штатную должность, что предусмотрено Списком от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно сведениям трудовой книжки истца 1 сентября 2000 г. истец была освобождена от обязанностей заместителя директора по учебно- воспитательной работе и назначена заместителем директора по научно- методической работе по 14 разряду оплаты труда по ЕТС (Приказ N от 1 сентября 2000 г.), 2 сентября 2002 г. освобождена от обязанностей заместителя директора по научно-методической работе и назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе (Приказ от 2 сентября 2002 г. N).
Соответственно, в период с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. истец работала в должности заместителя директора по научно-методической работе, а в периоды с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г. и с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г, вопреки сведениям в оспариваемом решении Пенсионного фонда, истец работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что также подтверждается приказами по МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 19" и табелями учета рабочего времени.
Справкой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N19" от 22 мая 2014 г. N подтверждается, что с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г. истец работала заместителем директора по научно-методической работе, с 1 сентября 2000 г. по 2 ноября 2001 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 14 часов неделю (0, 78 ставки), с 28 ноября 2001 г. по 31 августа 2002 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 14 часов неделю (0, 78 ставки), с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 16 часов неделю (0, 9 ставки), с 1 сентября 2003 г. по 21 сентября 2003 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 12 часов неделю (0, 7 ставки), с 7 апреля 2004 г. по 31 мая 2004 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 15 часов неделю (0, 8 ставки), с 1 июня 2004 г. по 28 июля 2004 г. выполняла норму рабочего времени по должности учителя биологии в размере 13 часов неделю (0, 7 ставки).
Как следует из содержания должностной инструкции заместителя директора по научно-методической работе (НМР) МОУ "Средняя школа N 19", должность заместителя директора по научно-методической работе относится к категории руководителей, чья деятельность связана с руководством учебно-воспитательным процессом, в должностные обязанности заместителя директора по научно-методической работе входит, в частности, обеспечение оптимального и эффективного научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса, организация текущего и перспективного планирования научно-методической работы, учебно-методической работы педагогического коллектива, школьных предметных методических объединений учителей школы, организация и руководство работой школьного научного общества учащихся, непосредственная подготовка одаренных учеников школы к участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях разного уровня, организация и координация разработки научно-методической документации учебно-воспитательного процесса школы: программы развития школы, учебных программ (типовых, экспериментальных, авторских), методических разработок в помощь учителям школы, осуществление контроля за качеством и эффективностью работы классов с углубленным изучением предметов, профильных классов, осуществление систематического контроля за качеством учебно- воспитательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной деятельности по подготовке учеников школы, внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в МОУ Средняя школа N 19.
Как следует из содержания приказов от 30 августа 2000 г. N, от 12 января 2001 г. N, от 15 января 2001 г. N, от 17 января 2001 г. N, от 7 мая 2001 г. N, от 14 января 2002 г. N, от 4 февраля 2002 г. N, от 7 марта 2002 г. N, Дубровская О.А, занимая должность заместителя директора по научно-методической работе (НМР), осуществляла функции, непосредственно связанные с образовательным (воспитательным) процессом.
Приказом от 2 сентября 2002 г. N по средней школе N 19 Дубровская О.А. была освобождена от занимаемой должности заместителя директора по научно-методической работе и назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Из приказов по средней школе N 19 о распределении функциональных обязанностей между членами администрации школы от 2 сентября 2002 г. N и от 1 сентября 2003 г. N следует, что истец замещала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, осуществляла функции, непосредственно связанные с образовательным (воспитательным) процессом.
В табелях учета рабочего времени за период с сентября 2000 г. по август 2002 г. истец значится как заместитель директора по научно-методической работе (НМР) на 1 ставку и учитель биологии с нагрузкой в 14 часов.
В табелях учета рабочего времени за период с января 2003 г. по август 2003 г. истец значится как заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на 1 ставку и учитель биологии с нагрузкой в 16 часов.
В табелях учета рабочего времени за период с января 2004 г. по апрель 2004 г. истец значится как заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на 1 ставку и учитель биологии с нагрузкой в 13 часов, по табелю учета рабочего времени с 7 апреля 2004 г. и в мае 2004 г. истец значится как заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на 1 ставку и учитель биологии с нагрузкой в 15 часов, в табелях учета рабочего времени за период с июня 2004 г. по июль 2004 г. истец значится как заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) на 1 ставку и учитель биологии с нагрузкой в 13 часов.
Таким образом, в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности заместителя директора, работа которого непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом (заместитель директора по научно-методической работе с 1 сентября 2000 г. по 1 сентября 2002 г, заместитель директора по учебно-воспитательной работе с 1 января 2003 г. по 31 августа 2003 г, с 1 января 2004 г. по 28 июля 2004 г.) с дополнительной учебной нагрузкой учителя биологии.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды истец работала в должности заместителя директора, работа которого непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, и в детском учреждении, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, поскольку момент возникновения права в рассматриваемом деле не совпадает с моментом обращения за назначением пенсии.
Для разрешения вопроса о дате возникновения у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции указал на то, что суду первой инстанции следовало установить, по состоянию на какую дату продолжительность специального страхового стажа истца, с учетом периодов, включенных ответчиком и учтенных судом, составила 25 лет, однако, судом первой инстанции указанные обстоятельства не установлены, что послужило основанием изменения решения суда первой инстанции в этой части и изложением резолютивной части решения с указанием даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что работая в спорные периоды в должности заместителя директора, работа которого непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, истец Дубровская О.А. занималась не только руководством, учебно-образовательным процессом и выполняла контрольные функции, но и осуществляла непосредственно образовательный (воспитательный) процесс, истец выполняла работу как по должности заместителя директора, так и по должности учителя биологии, при этом в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности учителя не считается совместительством и не требует заключения трудового договора.
Таким образом работа истца в должности учителя биологии менее чем на ставку не может быть основанием отказа во включении спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку занимаемая истцом должности заместителя директора при установленных по делу обстоятельствах была непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, что предусмотрено пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.