Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2452/2022 (УИД: 38RS0003-01-2022-002440-11) по иску Захаровой Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областной онкологический диспансер" о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в стаж на соответствующих видах работ, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести доплату страховых взносов, по кассационной жалобе Захаровой Татьяны Александровны на решение Братского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захарова Татьяна Александровна (далее - Захарова Т.А.) обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ "Областной онкологический диспансер") о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в стаж на соответствующих видах работ, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести доплату страховых взносов.
В обоснование заявленных требований Захарова Т.А. указала, что 25 мая 2022 г. обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Иркутской области от 2 июня 2022 г. N Захаровой Т.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
При этом, в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Захаровой Т.А. отказано по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ.
ОПФР по Иркутской области в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы Захаровой Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер", по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности продавца у ИП Б.
Период работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности продавца у ИП Б. не включен и в страховой стаж.
Обращаясь с иском в суд, Захарова Т.А. ссылалась на то, что факт ее работы в указанные периоды, а также факт работы, связанный с вредными условиями труда, подтверждается трудовой книжкой, справками работодателя, трудовым договором, зарегистрированным в администрации г. Братска, трудовым договором с работодателем, дополнительными соглашениями к нему и приказами о допуске персонала к работе в зоне ионизирующего излучения. Кроме того, ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" не производит уплату страховых взносов в повышенном размере в соответствии со ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, чем нарушает ее права.
Захарова Т.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 2 июня 2022 г. N, включить период работы с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности продавца у ИП Б. в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включить период работы с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" в стаж работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" произвести доплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в повышенном размере за работу в период с 3 апреля 2017 г. по настоящее время (1 ноября 2022 г.), признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 25 мая 2022 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г, исковые требования Захаровой Т.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 2 июня 2022 г. N в части невключения периода работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве продавца у ИП Б. в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера включен период работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве продавца у ИП Б. в г. Братске. В удовлетворении исковых требований Захаровой Т.А. в остальной части отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Иркутской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области).
В кассационной жалобе Захаровой Т.А. ставится вопрос об отмене решения Братского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г, как незаконных, в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" в стаж работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении обязанности на ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" произвести доплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в повышенном размере за работу в период с 3 апреля 2017 г. по настоящее время (1 ноября 2022 г.), признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На кассационную жалобу представителем ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Захарова Т.А, представители ответчиков ОСФР по Иркутской области, ГБУЗ "Областной онкологический диспансер", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Захарова Т.А, "дата" года рождения, 25 мая 2022 г. обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Иркутской области от 2 июня 2022 г. N Захаровой Т.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") Захаровой Т.А. отказано по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ; по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - по причине недостижения возраста, дающего право на обращение за досрочным назначением пенсии.
Из указанного решения следует, что стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у Захаровой Т.А. отсутствует; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет 18 лет 9 месяцев 7 дней, при требуемом - 18 лет 8 месяцев по достижении возраста 50 лет 4 месяца; страховой стаж составляет 19 лет 7 месяцев 24 дня, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2п - 21 год 10 месяцев 14 дней, при требуемом - 20 лет.
При этом, пенсионным органов период работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в должности продавца у ИП Б. не зачтен в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по мотиву того, что отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете; период работы Захаровой Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" не включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку раздел XIX "Учреждения здравоохранения" Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, не содержит наименование профессии "уборщик производственных и служебных помещений"; работодателем не квалифицирована данный период работы, как работа с вредными и тяжелыми условиями труда, не начислял и не уплачивал страховые взносы по дополнительному тарифу.
Из копии трудовой книжки следует, что Захарова Т.А. 3 апреля 2017 г. принята в ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" на должность уборщика территории хозяйственного отдела, 1 мая 2017 г. переведена уборщиком территории в административно-хозяйственное подразделение, 15 мая 2017 г. переведена на должность уборщика производственных и служебных помещений отделения радиотерапии N 3, 1 января 2018 г. должность "уборщика производственных и служебных помещений" переименована на должность "уборщик производственных помещений", работает по настоящее время.
Сведений о периоде работы 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. трудовая книжка Захаровой Т.А. не содержит.
Из трудового договора, заключенного 1 сентября 2004 г. между ИП Б. и Захаровой Т.А, зарегистрированного 18 ноября 2004 г. в администрации г. Братска за N, следует, что Захарова Т.А. с 1 сентября 2004 г. принята на работу на неопределенный срок в качестве продавца с местом работы в торговой точке на мини-рынке " "данные изъяты"", при 40 часовой рабочей неделе (пункты 1.3, 1.4, 1.6); за выполнение обязанностей, предусмотренных договором, Захаровой Т.А. выплачивалась процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) 50 % в месяц (п. 1.4); устанавливался дополнительный отпуск за работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) продолжительностью 16 календарных дней (п. 5.3).
Решением от 19 сентября 2006 г. трудовой договор, заключенный между ИП Б. и Захаровой Т.А, 30 апреля 2006 г. расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Данное решение зарегистрировано в администрации г. Братска 26 сентября 2006 г. за N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра предпринимателей Б. как страхователь в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зарегистрирована 22 апреля 2003 г.; деятельность прекращена в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) 15 июля 2013 г.
Как следует из трудового договора, заключенного 3 апреля 2017 г. между ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" и Захаровой Т.А, дополнительных соглашений от 1 января 2019 г, от 1 февраля 2019 г. к трудовому договору, при работе в должности уборщика производственных помещений отделения радиотерапии N 3 с 1 января 2019 г. условия труда на рабочем месте Захаровой Т.А. признаны вредными - класс вредности 3.2, с 1 февраля 2019 г. Захаровой Т.А. производится выплата компенсационного характера, как работнику занятому на работах с вредными, опасными, иными особыми условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней за работу во вредных условиях труда.
Приказами главного врача ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" от 9 января 2018 г. N, от 9 января 2019 г. N, от 9 января 2020 г. N, от 11 января 2021 г. N, от 12 января 2022 г. N Захарова Т.А. отнесена к персоналу группы Б, лиц, не имеющих медицинский противопоказаний, прошедших инструктаж и проверку знаний безопасности ведения работ с источниками ионизирующих излучений и действующих в организации инструкций.
Согласно карточке индивидуального учета дозиметрического контроля радиационной безопасности экспозиционная зона в 2017 г. для Захаровой Т.А. составила - 0, 64 мЗВ, в 2018 г. - 1, 84 мЗВ, в 2019 г. - 1, 33 мЗВ, в 2020 г. - 1, 48 мЗВ, в 2021 г. - 1, 21 мЗВ.
Согласно карте специальной оценки условий труда N уборщика производственных помещений отделения радиотерапии N 3, составленной 6 сентября 2018 г, итоговый класс условий труда по вредным (опасным) факторам по названной должности - вредный, класс 3.2.
По результатам специальной оценки условий труда указано на необходимость установления работникам, занятым на данном рабочем месте гарантий и компенсаций (строка 40): повышенная оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, проведение медицинских осмотров; указано, что право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, отсутствует.
С результатами специальной оценки условий труда Захарова Т.А. ознакомлена 29 апреля 2019 г.
В выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы Захаровой Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. отражен без указания льготного кода и без уплаты дополнительных тарифов страховых взносов.
Признавая незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 2 июня 2022 г. N в части невключения периода работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве продавца у ИП Б. в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и включая период работы Захаровой Т.А. с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в качестве продавца у ИП Б. в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что представленными доказательствами подтверждено, что с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2005 г. Захарова Т.А. осуществляла трудовую деятельность в течение полного рабочего дня в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В данной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Захаровой Т.А. о включении периода работы с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" в стаж работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что работа, выполняемая Захаровой Т.А. в спорный период относится к работе, дающей право на пенсию на льготных условиях в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", полная занятость Захаровой Т.А. на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, не подтверждена; должность "уборщик производственных помещений" не поименована в Списке N 1, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г.
Разрешая исковые требования Захаровой Т.А. о возложении обязанности на ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" произвести доплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в повышенном размере, за работу в период с 3 апреля 2017 г. по настоящее время (1 ноября 2022 г.), и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что работа Захаровой Т.А. в должности уборщика производственных помещений отделения радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" не дает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем отсутствуют основания для уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Установив, что с учетом страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке и зачтенного судом, страховой стаж Захаровой Т.А. и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на дату достижения 50-тилетнего возраста - 31 июля 2022 г. составил каждый более требуемых 20 лет, приняв во внимание Приложение N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу, что страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть назначена Захаровой Т.А. не ранее 30 июля 2026 г, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Захаровой Т.А. о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 25 мая 2022 г. не имеется.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
В разделе XIX "Учреждения здравоохранения" Списка N 1 от 26 января 1991 г. предусмотрено, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма-терапевтических аппаратах (позиция 12300000-17541).
Подразделом 1 "Работы на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях и медицинских учреждениях" раздела XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" Списка N 1 от 26 января 1991 г. предусмотрено, что право на пенсию на льготных условиях имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях (позиция 12201000-1754б).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с абзацем 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, из изложенного следует, что право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют работники учреждений здравоохранения постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ.
Между тем, доказательств того, что Захарова Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" работала постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для включения периода работы Захаровой Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" в стаж работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются правильными.
Правильными являются и выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения обязанности на ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" произвести доплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку период работы Захаровой Т.А. с 3 апреля 2017 г. по 25 мая 2022 г. в должности уборщика производственных и служебных помещений в отделении радиотерапии N 3 ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку у Захаровой Т.А. отсутствует требуемый специальный стаж (5 лет с учетом уменьшения возраста), то правовые основания для признания за Захаровой Т.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 мая 2022 г. у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы о том, что специальная оценка условий труда проведена с нарушением ввиду того, что была проведена в отсутствие работника, не свидетельствуют о незаконности выводов судов первой и апелляционной инстанций. Как следует из материалов дела Захарова Т.А. с результатами специальной оценки условий труда ознакомлена и их не оспаривала.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что специальная оценка условий труда не представлена в материалы дела необоснованна, поскольку карта специальной оценки условий труда N уборщика производственных помещений отделения радиотерапии N 3, составленная 6 сентября 2018 г, имеется в материалах дела (л.д. 127-129 т. 1).
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено в обжалуемой части.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Захаровой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.