N 88-14479/2023
Номер дела в суде первой инстанции N 2-156/2023
УИД N 22MS0103-01-2023-000196-90
г. Кемерово 04 июля 2023 года
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Соловьева В.Н, рассмотрев гражданское дело по иску Тимошенко Надежды Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Туризм" о защите прав потребителя
по кассационной жалобе Тимошенко Надежды Николаевны на решение мирового судьи судебного участка N 1 города Славгорода Алтайского края от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение Славгородского городского суда Алтайского края от 15 мая 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Тимошенко Н.Н. обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Туризм" (далее - ООО "Регион Туризм") о защите прав потребителя, ссылаясь на следующие обстоятельства. 17.11.2022 Тимошенко Н.Н. заключила договор о реализации турпродукта (тур на остров Пхукет (Тайланд) на 2 человек с 02.12.2022 по 11.12.2022) и уплатила денежные средства в размере 164 772, 92 руб. Стоимость туристского продукта включает стоимость воздушной перевозки чартерным рейсом. В связи с задержкой вылета авиарейса с 06 час. 30 мин. 02.12.2022 до 00 часов 00 минут 03.12.2022 она понесла дополнительные расходы на оплату услуги проживания и питания, в бесплатном предоставлении которых ей было отказано. Просила взыскать убытки в размере 10 900 руб, а также неустойку по пункту 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", компенсацию за задержку рейса, компенсацию морального вреда, штраф и почтовые расходы.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 города Славгорода Алтайского края от 16.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Славгородского городского суда Алтайского края от 15.05.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить вышеуказанные судебные постановления, ссылаясь на нарушение судами положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил.
Кассационная жалоба рассмотрена по правилам части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что Тимошенко Н.Н. приобрела и оплатила туристский продукт, сформированный туроператором- ООО "Регион Туризм", - тур на остров Пхукет (Тайланд) на 2 человек с 02.12.2022 по 11.12.2022.
Турпродукт включал услугу воздушной перевозки пассажиров чартерным рейсом по маршруту Новосибирск-Пхукет-Новосибирск.
Стоимость турпродукта составляет 164 772, 92 руб. и была полностью оплачена истцом.
Условиями турпродукта предусмотрено пребывание на курорте с 02.12.2022 по 11.12.2022, время вылета из Новосибирска 02.12.2022 в 06 час. 30 мин, прибытие в 14 час.20 мин. с примечанием, что время вылета не является окончательным и может быть изменено.
Судами установлено, что задержка вылета рейса по маршруту "Новосибирск- Пхукет" составила 17 полных часов.
В период задержки рейса Тимошенко Н.Н. понесла расходы по оплате услуги проживания в гостинице и расходы на питание, которые она расценивает в качестве убытков, поскольку туроператор и перевозчик при задержке рейса отказались предоставить бесплатные питание и размещение в гостинице на период задержки вылета рейса.
ООО "Регион Туризм" добровольно требование истца не удовлетворило.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 786, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 102, 104, 116, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", исходил из того, что Тимошенко Н.Н. приобрела билет на чартерный рейс, в связи с чем время вылета не является существенным условием договора перевозки, о возможности изменения времени вылета и необходимости уточнения времени вылета за сутки до полета истец была осведомлена при покупке билета, об изменении времени вылета истец предупреждена заранее. Дополнительные расходы, понесенные истцом на проживание в гостинице и оплату питания не находятся в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязанностей по договору реализации туристического продукта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что туроператор не несет ответственность за задержку чартерного рейса.
Суд кассационной инстанции с выводами судов не может согласиться по следующим причинам.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах туристской деятельности) туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
В соответствии со статьей 9 Закона об основах туристской деятельности туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Статьей 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно статье 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии со статьей 9 Закона об основах туристской деятельности туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Согласно статье 10 Закона об основах туристской деятельности срок действия договора относится к существенным условиям договора реализации туристского продукта.
Как разъяснено в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
Таким образом, туроператор является надлежащим ответчиком по делу.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Требования к соблюдению прав потребителей услуг воздушного транспорта устанавливаются наряду с Законом о защите прав потребителей правилами воздушных перевозок пассажиров.
В силу статьи 104 Воздушного кодекса Российской Федерации осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.
Статья 106 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.
С учетом положений статьи 104 кодекса приведенные права пассажиров могут быть реализованы пассажирами как регулярных, так и чартерных рейсов.
Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", пункт 2 которых предусматривает, что названные Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Судами вышеприведенные требования к оказанию услуг перевозке пассажиров, в том числе чартерными рейсами, не были учтены.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны законными. Они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, устранить отмеченные недостатки и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Славгородского городского суда Алтайского края от 15 мая 2023 года по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья В.Н. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.