Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N26OS0000-04-2023-000081-66 (3а-196/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ортодонт Центр" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими в части со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом от 29 декабря 2022 года N 1377, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 07 апреля 2023 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителей административного истца ФИО7, ФИО8, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В,
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 г. N 1377 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Названный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 30 декабря 2022 г.
Административный истец ООО "Ортодонт Центр" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4230 Перечня на 2023 год в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Ставропольского краевого суда от 07 апреля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено; признан недействующим со дня принятия Перечень на 2023 год в части включения в пункт 4230 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
С принятым по делу решением не согласилось Министерство имущественных отношений Ставропольского края, в связи с чем в поданной апелляционной жалобе просило отменить решение Ставропольского краевого суда от 07 апреля 2023 г. в полном объеме как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы административным ответчиком указано, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "магазины (код вида разрешенного использования земельного участка 4.4), для размещения объектов розничной торговли; магазины" является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в перечень.
Присутствующие в судебном заседании представители административного истца против доводов апелляционной жалобы возражали, сослались на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта; указали на наличие оснований для применения статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), поскольку аналогичным обстоятельствам дана оценка при рассмотрении дела 66а-51/2023 при включении спорного объекта в перечень на иной период.
Выступивший с заключением по делу прокурор ФИО4 полагала решение принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права, указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей административного истца ФИО7, ФИО8, заключение прокурора ФИО4, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания Перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения объекта недвижимости в Перечень на 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Как следует из материалов дела, основанием для включения спорного нежилого здания в Перечень на 2023 год в качестве торгового центра (комплекса) послужил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ); соответствующие пояснения даны представителем административного ответчика в письменном виде (вх. N 8737/2023-66а от 27 июня 2023 г.).
Удовлетворяя заявление ООО "Ортодонт Центр" о признании недействующим Перечня на 2023 г. в оспариваемой части, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом деле наличие такого вида разрешенного использования земельного участка как "Магазины (код вида разрешенного использования земельного участка 4.4)" не достаточно для вывода о размещении на участке исключительно объектов торговли; фактическое обследование здания не проводилось. Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 7 статьи 3 НК РФ, истолковал все неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ортодонт Центр" с 12 января 2021 г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Данное здание расположено на принадлежащем административному истцу на праве аренды земельном участке с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "Магазины (код вида разрешенного использования земельного участка 4.4)". Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Ставропольскому краю от 05 июня 2023 г. N ИСХ/010467 следует, что названный вид разрешенного использования присвоен земельному участку в октябре 2016 г.
Выше указано, что критериями для включения торгового центра в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объекта торговли; предназначение или фактическое использование здания в указанных целях.
Из материалов дела следует, что при утверждении Перечня на 2023 г. вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером N, а также право пользования земельным участком (аренда), не изменились.
Материалами дела подтверждается, что административный истец в 2021, 2022 г.г. обращался к главе города-курорта Пятигорска по вопросу согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка из "магазины код 4.4" на "амбулаторно-поликлиническое обслуживание код 3.4.1" (вх. N 8672/2023-66а от 27 июня 2023 г.), а также в 2023 г. с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "Ос" Общественное использование объектов капитального строительства, в которой одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства будет "Амбулаторно-поликлиническое обслуживание" (документ представлен в судебном заседании суда апелляционной инстанции 29 июня 2023 г.).
Администрация г. Пятигорска, рассмотрев заявление о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, письмом от 06 апреля 2023 г. сообщила, что предложение направлено разработчику Генерального плана, Правил землепользования и застройки для учета при разработке градостроительной документации, о результатах рассмотрения предложения можно узнать в процессе проведения публичных слушаний по Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки.
Таким образом, из материалов дела следует, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, лишен возможности на основании собственного волеизъявления изменить вид разрешенного использования.
Также из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Ортодонт Центр" следует, что основным видом деятельности данного юридического лица является "Стоматологическая практика" (л.д. 43, том 1).
Согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 03 мая 2023 г. лицензируемый вид деятельности ООО "Ортодонт Центр" - медицинская деятельность. Дата предоставления лицензии: 19 декабря 2013 года. Регистрационный номер лицензии: Л041-01197-26/00348060 (вх. N 8672/2023-66а от 27 июня 2023 г.).
Из технического плана здания с кадастровым номером N по состоянию на 21 сентября 2021 г. следует, что объект имеет назначение "нежилое", наименование "стоматология", количество этажей 3, в том числе подземных 1, площадь 464.5 кв.м.; площадь здания без учета площади, занятой перегородками, составляет 400.4 кв.м, год завершения строительства 2001 (л.д. 18-34, том 1).
Сведения о характеристиках объекта, содержащиеся в техническом плане, соответствуют сведениям Единого государственного реестра об объекте недвижимости на дату принятия Перечня на 2023 г. (л.д. 55-62, том 1).
С 30 ноября 2021 г. по 06 декабря 2021 г. техническим директором органа инспекции ООО "Тема" ФИО5 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза объекта недвижимости ООО "Ортодонт Центр" ((вх. N 8672/2023-66а от 27 июня 2023 г.)).
Согласно экспертному заключению на вид деятельности (работы, услуги) регистрационный N 1504/21 от 06 декабря 2021 г. предоставленные помещения для осуществления медицинской деятельности расположены в помещениях отдельно стоящего трехэтажного здания (в том числе подземных 1).
Помещения подключены к централизованным системам, холодного водоснабжения и канализации. Характер стоков хозяйственно-бытовой. Подача холодной проточной воды круглосуточная от городских сетей. Отопление автономное. Горячая вода подается бесперебойно от электронагревателей. Обеспечение помещений инженерными коммуникациями соответствует требованиям СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" Сантехнические приборы в рабочем состоянии. В санузлах установлены раковины со смесителями на горячую и холодную воду.
Общая площадь представленных помещений 464.5 кв.м. на первом этаже, площадью 174.2 кв.м, расположены три кабинета приема, ординаторская, стерилизационная, два санузла, подсобные помещения.
На втором этаже, площадью 195.3 кв.м, расположены четыре кабинета приема, два санузла, подсобные помещения.
В цокольном этаже с дополнительным входом с улицы расположены помещения для персонала, комната отходов Б, помещения хозяйственного назначения, компрессорная, архив.
Холл оборудован мебелью (стульями, вешалкой) в достаточном количестве для посетителей, в том числе для хранения верхней одежды. Выделена зона для ожидания родителей с детьми.
Для деятельности по косметологии и сестринскому делу в косметологии оснащены два кабинета: кабинет приема 18.4 кв.м. и процедурный кабинет площадью 17.8 кв.м.
Для осуществления деятельности по стоматологии, терапевтической стоматологии, стоматологи общей практики оборудован кабинет площадью 24.2 кв.м.
Кабинет приема специалиста ортодонта планируется в кабинете приема 16.9 кв.м.
Стоматология хирургическая будет осуществляться в кабинете приема площадью 23.8 кв.м.
Для ортопедической стоматологии оборудован кабинет площадью 23.8 кв.м.
Стоматология детская будет вестись в кабинете площадью 18 кв.м, расположенном на первом этаже здания.
На основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы здания для осуществления медицинской деятельности установлено соответствие требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
ООО "Ортодонт Центр" выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 26.01.07.000.М.001037.12.21 от 16 декабря 2021 г. (вх. N 8672/2023-66а от 27 июня 2023 г.). Соответствующее заключение выдано в 2023 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что с 2021 г. административным истцом велась планомерная работа по изменению предназначения задания с "магазин" на "стоматология".
Поскольку применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела доказательств использования спорного здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется и административным ответчиком не представлено, а административный истец лишен возможности по собственному волеизъявлению изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося у него в аренде, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованном его включении в Перечень на 2023 г.
Доводы Министерства имущественных отношений Ставропольского края судебной коллегией отклоняются, поскольку не учитывают фактических обстоятельств настоящего дела.
Оценка аналогичным обстоятельствам дана судебной коллегией по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в рамках дела 66а-51/2023, в рамках которого признано подлежащим удовлетворению заявление ООО "Ортодонт Центр" о признании недействующим Перечня на 2022 г. в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решениерешение Ставропольского краевого суда от 07 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 04 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.