Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диабаз" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки" Габараева Д.М, поддержавшего апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Диабаз" (далее ООО "Диабаз") обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика налогов в отношении объектов недвижимости.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 марта 2022 г. производство по административному делу прекращено в части оспаривания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 15 декабря 2021 г. в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2023 г. заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2020 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере его рыночной стоимости 4 566 688 руб, сведения об архивной кадастровой стоимости применяются с 1 января 2020 г. до 15 декабря 2021 г. (до очередной даты пересмотра кадастровой стоимости). По состоянию на 17 июля 2020 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере его рыночной стоимости 1 906 325 руб, сведения об архивной кадастровой стоимости применяются с 17 июля 2020 г. до 1 января 2022 г. (до очередной даты пересмотра кадастровой стоимости). По состоянию на 1 января 2019 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере его рыночной стоимости 631 664 руб, сведения об архивной кадастровой стоимости применяются с 1 января 2019 г. до 1 января 2022 г. (до очередной даты пересмотра кадастровой стоимости). Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 18 января 2022 г.
Правительством Республики Северная Осетия-Алания подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Выражает несогласие с результатами судебной оценочной экспертизы, указывая на допущенные экспертом нарушения законодательства об оценочной деятельности.
От представителя административного истца по доверенности Газдановой Э.Р. поступили возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых им оспаривается.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере 18 235 072, 35 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. установлена на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 октября 2020 г. N 338.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 17 июля 2020 г. утверждены актом Государственного бюджетного учреждения Республики Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки" об утверждении кадастровой стоимости от 16 марта 2021 г. N АОКС-15/2021/000024, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составляет 7 323 564, 37 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере 956 206, 02 руб. по состоянию на 1 января 2019 г. установлена на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 г. N 398.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N "номер изъят", "номер изъят", "номер изъят" от 10 декабря 2021 г, выполненные частнопрактикующим оценщиком Д.
Согласно отчету от 10 декабря 2021 г. "номер изъят" года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 1 января 2020 г. составила 6 024 000 руб.
Согласно отчету от 10 декабря 2021 г. "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 17 июля 2020 г. составила 1 708 000 руб.
Согласно отчету от 10 декабря 2021 г. "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 1 января 2019 г. составила 382 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного истца определением от 23 марта 2022 г. назначил по делу судебную землеустроительную экспертизу по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению "Кабардино-Балкарская лаборатория судебной экспертизы Министерство Юстиции Российской Федерации".
Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения "Кабардино-Балкарская лаборатория судебной экспертизы Министерство Юстиции Российской Федерации" П. от 12 декабря 2022 г. "номер изъят" определена рыночная стоимость объектов недвижимости:
с кадастровым номером "номер изъят" в размере 4 566 688 руб. по состоянию на 1 января 2020 г, с кадастровым номером "номер изъят" в размере 1 906 325 руб. по состоянию на 17 июля 2020 г, с кадастровым номером "номер изъят" в размере 631 664 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Рыночная стоимость объектов определялась экспертом с использованием сравнительного подхода, методом сравнения продаж; отказ от применения иных подходов и методов экспертом в заключении мотивирован и обоснован.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Республики Северная Осетия-Алания повторяют возражения административного ответчика, представленные им же в суд первой инстанции, по которым эксперт был допрошен. Возражениям дана оценка в оспариваемом решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Относительно довода апелляционной жалобы о применении федеральных стандартов оценки, не действующих на дату проведения экспертизы, эксперт при допросе в суде первой инстанции указал на допущенную описку в экспертном заключении, а также что данная описка не повлияла на размер кадастровой стоимости объектов оценки.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения эксперта, не имеется, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы подтвержден размер рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.