Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Головкиной Л.А, Стаховой Т.М, при секретаре - помощнике судьи Агафоновой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-57/2023 по апелляционной жалобе Наговицына Алексея Михайловича, Наговицыной Дарьи Алексеевны, Наговицыной Марии Алексеевны на решение Челябинского областного суда от 24 января 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Наговицына Алексея Михайловича, Наговицыной Дарьи Алексеевны, Наговицыной Марии Алексеевны о признании недействующим нормативного правового акта в части
отказано.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей: административного истца Наговицына А.М. - Хаткевич В.В, административного ответчика министерства имущества Челябинской области - Сипко Д.К, заключение прокурора Капсамун И.С, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 28 декабря 2021 года N214-П утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее также - Перечень), на 2022 год.
Согласно приложению к данному приказу в Перечень под N1103 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", под N1104 помещение с кадастровым номером N, под N 1109 помещение с кадастровым номером N, под N1110 помещение с кадастровым номером N.
Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу: http://imchel.ru.
Наговицын А.М, Наговицына Д.А, Наговицына М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании несоответствующими со дня принятия пунктов N1103, 1104, 1109, 1110 Перечня.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками нежилых помещений в здании выставочного центра "Гагарин-Парк", расположенного по адресу: "адрес". Здание выставочного центра расположено на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - "для завершения строительства спортивного объекта". Считают, что Акт проверки N70 от 29 июля 2021 года фактического использования здания и помещения для целей налогообложения, содержит недостоверные сведения о фактическом использовании помещений, включение здания и помещений в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя их кадастровой стоимости, на 2022 год является незаконным.
Решением Ленинградского областного суда от 24 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Административные истцы в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, прокурора, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопроса установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление полномочий по ежегодному определению перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как кадастровая стоимость имущества, направлению данного перечня в налоговые органы и размещению его в региональной информационной системе определено Министерство имущества Челябинской области (пункт 70-72 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года N233).
В соответствии с положением пункта 9 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года N22-ЗО "Устав (основной закон) Челябинской области" в ведении области находится установление налогов и сборов, отнесенное федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
С учетом названных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка их принятия и утверждения, что не оспаривалось административными истцами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что здание более чем на 20 процентов используется для размещения объектов торгового назначения, общественного питания и офисов, в связи с чем, оно правомерно включено в Перечни на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, с чем судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 февраля 2019 года, здание с кадастровым номером N, площадью 19643, 0 кв.м, состоит из 6 этажей, в том числе 1 подземного, имеет наименование "Выставочный центр "Гагарин-Парк", назначение "нежилое здание", год завершения строительства 2016, год ввода в эксплуатацию отсутствует, расположено по адресу: "адрес".
В состав здания с кадастровым номером N, входят помещения, машино-места с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N.
Собственником помещений с кадастровыми номерами N, N, N является Наговицын А.М. Помещения с кадастровыми номерами N, N образованы из помещений с кадастровым номером N, которое находилось в собственности Наговицына А.М.
Собственником помещения с кадастровыми номерами N, N, N является Наговицына Д.А.
Собственником помещений с кадастровыми номерами N, N является Наговицына М.А.
Административные истцы являются плательщиками налога на имущество, размер которого зависит от того, включен ли объект недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, суд правильно пришел к выводу, что права административных истцов затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом.
Здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке площадью 12423 кв.м с кадастровым номером N, который имеет категорию "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для завершения строительства и эксплуатации спорткомплекса".
Указанный земельный участок принадлежит Наговицыну А.М. на праве собственности от 16 февраля 2006 года.
Вид разрешенного использования земельного участка "для завершения строительства и эксплуатации спорткомплекса" не предусматривает безусловного размещения на нем отдельных зданий торгового назначения, объектов общественного питания, офисов и (или) бытового обслуживания.
В этом случае возможность включения здания и помещений в нем в перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания торговых объектов.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения), утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года N35-П (далее - Порядок), мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством имущества Челябинской области и осуществляются в целях установления (выявления) фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, указанных в подпункте 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пунктов 6, 8, 14 Порядка такие мероприятия проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее именуется - акт) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Согласно подпунктам 1, 2, 4 пункту 4 Порядка для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
1) торговый объект - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
2) офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
4) объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оказываются услуги общественного питания, оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Министерством имущества Челябинской области проведены мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования, о чем составлен акт N70 от 29 июля 2021 года о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, согласно которому нежилое здание фактически используется для размещения офисов - 4, 88%, торговых объектов - 3, 04%, объектов общественного питания - 17, 26%, итого 25, 18% (далее - Акт N70 от 29 июля 2021 года).
Акт N70 от 29 июля 2021 года содержит расчет площадей здания по этажам, с разбивкой отнесения помещений по категориям - общественного питания, торгового назначения, офисов, бытового обслуживания/, отнесенных к прочим помещениям, а также площади мест общего пользования. К Акту приложены фотоматериалы помещений этажей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, административным ответчиком обоснованно учтен объект недвижимости как объект торгового назначения - магазин "Галерея", площадью 445, 60 кв.м поскольку Актом N70 от 29 июля 2021 года и приложенными к нему фотоматериалами подтверждается, что на дату проведения осмотра задания, помещение (позиция 06, 07 DS01955.JPG) оснащено специализированным оборудованием, используемым для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, то есть являлся торговым объектом. Указанные обстоятельства административный истец не оспаривал. Передача данного помещения согласно акту 15 августа 2021 года на основании договора аренды от 23 июля 2021 года ОГБУК "Челябинская государственная филармония", не является основанием для исключения указанной площади из числа торгового назначения, поскольку передача помещения имела место после составления Акта.
Суд также учел, что обращение административных истцов в Министерство о пересмотре вида фактического использования зданий и нежилых помещений в нем, поданное в Министерство 24 августа 2021 года, оставлено без рассмотрения 01 сентября 2021 года, поскольку в нарушении пункта 10 Порядка административными ответчиками не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право аренды и (или) иное право пользования третьими лицами на помещение, фотоматериалы на помещения на поэтажном плане. Решение Министерства не обжаловалось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ответчиком обоснованно включены в Перечень помещения 9, 11, 12, 12а, 12б, 12 в, 12г, 14-18, принадлежащие административным истцам, расположенные на 5 этаже здания, как офисные помещения.
Фотоматериалами, приложенными к Акту N70 от 29 июля 2021 года усматривается, что указанные помещения оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи.
Из пояснений представителя административного истца следует, что перечисленные помещения, составляющие общую площадь 441, 80 кв.м, отнесенные административным ответчиком к объектам под офис, используются административными истцами для ведения переговоров с потенциальными клиентами, заключения договоров и иной деятельности, связанной со сдачей в аренду помещений здания. Таким образом, помещения используются для приема клиентов, обработки и хранения документов и в коммерческих целях, что соответствует подпункту 2 пункта 4 Порядка.
Обоснованно суд отклонил доводы административных истцов о том, что помещения 5-7, 10-15, расположенные на 4 этаже здания не могут быть отнесены к помещениям общественного питания (610, 10 кв.м), поскольку это опровергается доказательствами, имеющимися в деле.
Как следует из фотоматариала, приложенных к Акту осмотра указанные помещения имеют столы, стулья, барную стойку, которые являются оборудованием, предназначенным для оказания услуг общественного питания, перед входом в указанное помещение имеется вывеска "Банкет-Холл "Жемчуг". На сайте картографической компании "2ГИС" указаны часы работы, контактные телефоны, имеются отзывы, которые свидетельствуют о том, что в банкет-холле "Жемчуг" оказываются услуги общественного питания.
Заслуживают внимание доводы административных истцов о необоснованном включении в Перечень административным ответчиком места общего пользования в здании.
В силу пункта 3 приложения 1 к Порядку, помещения общего пользования - помещения, используемые одновременно несколькими собственниками (владельцами, пользователями) зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых проводятся мероприятия по определению вида фактического использования (в частности, общие входные группы, общие коридоры, лифтовые холлы, санузлы, подвалы, чердаки, парковки, места размещения инженерно-технологического оборудования, обслуживающего все здание (строение, сооружение) и нежилое помещение).
Однако, как следует из Акта, на первом этаже здания помимо ресторана "Максимилианс", что отнесено административным ответчиком к объектам питания, магазина "Галерея", отнесенного к объектам торгового назначения, расположен музей "Россия-моя история", а также объекты, отнесенные к прочим помещениям; на втором этаже здания расположен музей "Россия-моя история", а также объекты, отнесенные к прочим помещениям; на четвертом этаже помимо объектов, отнесенных к объектам питания, расположены объекты прочего назначения; на пятом этаже, помимо объектов, отнесенных к офисам, расположены объекты, отнесенные к прочим помещениям. На третьем этаже, цокольном этаже, объектов, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, ответчиком не выявлено. Антресольный этаж, согласно Акту, не содержит места общего пользования.
Поскольку в здании, в том числе на 1, 2, 4, 5 этажах, помимо объектов торгового, офисного назначения, общественного питания, расположены и иные помещения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, более того, на 3 этаже объектов, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, нет, в тоже время, места общего пользования здания необходимы для постоянного использования и технического обслуживания более одного помещения, к которым необходим постоянный беспрепятственный доступ и предназначены для обслуживания общего имущества, доля административных истцов, как и доли других собственников в общем имуществе пропорциональна площади принадлежащего им на праве собственности помещения, то сами по себе места общего пользования объектом налогообложения, в данном случае, не являются, соответственно включение их в Перечень на 2022 год необоснованно.
С учетом изложенного, из Акта N70 от 29 июля 2021 год следует, что размер площади объектов, которые относятся к объектам, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в здании с кадастровым номером N, площадью 19643, 0 кв.м составит - первый этаж 445, 60 кв.м (объект торгового назначения), 1736, 70 кв.м (объекты общественного питания); второй этаж 274, 70 кв.м (офисы); третий этаж 0 кв.м; четвертый этаж 610, 10 кв.м (объекты общественного питания); пятый этаж 441, 80 кв.м (офисы); цокольный этаж 0 кв.м, антресольный этаж 184, 70 кв.м (объекты общественного питания), итого 3693, 60 кв.м, что составляет 18, 8%.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении административного иска в части оспаривания Перечня на 2022 год не может быть признано обоснованным и соответствующим закону и подлежит отмене с принятием нового решения о признании пунктов 1103, 1104, 1109, 1110 приложения к приказу министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N214-П недействующими с момента принятия, ввиду их противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 24 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1103, 1104, 1109, 1110 приложения к приказу министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N214-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год".
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.