Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя - директора федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" Андронова В.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Новоселовой В.В. N04-09/2022 от 12 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 ноября 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" (далее - ФГБУ "Заповедное Приамурье") Андронова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Новоселовой В.В. N от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 ноября 2022 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года, директор ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андронов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андронов В.А. просит постановление должностного лица административного органа и решения судей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.32 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), запрещено засорять леса отходами производства и потребления.
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, среди прочего соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (подпункт "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно материалам дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что директор ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андронов В.А. допустил несоблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N174.
Так, в филиалах ФГБУ "Заповедное Приамурье" " "адрес" в сравнении с установленными нормами обеспеченности выявлен недостаток: автомобильных средств, пожарных мотопомп, пожарных рукавов, воздуходувок, бензопил, ранцевых лесных огнетушителей, топоров, лопат, емкостей для воды, бидонов, электромегафонов, смачивателей.
Названными филиалами ФГБУ "Заповедное Приамурье" не соблюдаются нормативы противопожарного оборудования лесов, обязательные для исполнения. Так, недостаточно шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
На территории филиала ФГБУ "Заповедное Приамурье" "адрес" выявлено захламление минерализованной полосы вблизи места отдыха граждан отходами производства и потребления (бумага, изделия из бумаги).
В нарушение пунктов 5 и 9 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 года N597, ФГБУ "Заповедное Приамурье" не соблюдаются обязанности по авиационному патрулированию особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В связи с выявлением нарушений требований пожарной безопасности в лесах уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, а должностным лицом административного органа вынесено обжалуемое постановление о привлечении директора ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андронова В.А. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения директором ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андроновым В.А. вмененного в вину административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 44-49); актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 3-41); решением о проведении внеплановой выездной проверки Nот ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.180) и иными материалами дела, которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, отклоняются судьей кассационного суда, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судьями нижестоящих судов при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения оспариваемых актов, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой и второй инстанций.
Возражения заявителя по существу сводятся к несогласию с выводами судей нижестоящих инстанций, правильно признавших отсутствие по делу оснований для прекращения производства по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не имеется оснований согласиться с утверждением заявителя и о том, что примененный по делу приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года N161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" устанавливает нормы и нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лишь для лиц, арендующих участки лесного фонда, к каковым особо охраняемые природные территории ФГБУ "Заповедное Приамурье" не относятся, так как являются лесничествами.
Согласно преамбуле названного приказа, нормативы обеспеченности средств предупреждения и тушения лесных пожаров разработаны в соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Следовательно, оно обязано соблюдать утвержденные вышеуказанным приказом нормативы обеспеченности.
К таким лицам относится ФГБУ "Заповедное Приамурье", использующее леса, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование на основании проекта освоения лесов, что не оспаривается заявителем.
Постановление по делу вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем установлены основания для изменения вынесенного в отношении должностного лица постановления N от 12 сентября 2022 года в части назначенного наказания.
Андронову В.А. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, что соответствует минимальному наказанию для должностных лиц санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28 мая 2022 года N 141-ФЗ, вступившего в действие с 8 июня 2022 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 кодекса).
Установленное по настоящему делу событие административного правонарушения имело место ДД.ММ.ГГГГ.
На момент его совершения санкция части 1 статьи 8.32 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ и предусматривала более мягкое наказание в сравнении с редакцией статьи, примененной к Андронову В.А, а именно: для должностных лиц административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Административное наказание Андронову В.А. подлежало назначению в соответствии с данной нормой.
Допущенное должностным лицом нарушение процессуальных требований при назначении Андронову В.А. административного наказания не было устранено судами в ходе рассмотрения его жалоб на постановление N от 12 сентября 2022 года.
С учетом изложенного, оспариваемые Андроновым В.А, постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора N от 12 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного уда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 ноября 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от11 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесенные в отношении директора ФГБУ "Заповедное Приамурье" Андронову В.А. подлежат изменению путем снижения назначенного административного штрафа с 30000 рублей до 10000 рублей.
В остальной части принятые по настоящему делу акты изменению или отмене по доводам жалобы не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Новоселовой В.В. N от 12 сентября 2022 года, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 ноября 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края" Андронова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения изменить, снизить назначенный административный штраф до 10000 рублей, в остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Андронова В.А.- без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.