Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года, принятое по административному делу N 3а-225/2022, по административному иску прокуратура Хабаровского края о признании не действующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 19 января 2022 года N 12-пр "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края".
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя Правительства Хабаровского края Пасечника А.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Хабаровского края от 19 января 2022 года N 12-пр (далее - Постановление N 12-пр, оспариваемое постановление) утвержден Порядок предоставления субсидии в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края" (далее - Порядок).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным иском, в котором с учетом дополнений просил признать недействующими подпункт 3 пункта 2.2. раздела 2 Постановления N 12-пр в той его части, которой данным нормативным положением в числе требований, которым должен соответствовать Центр по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором центр обратился за предоставлением субсидии, не предусмотрено требование о том, что деятельность Центра не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, считая данное положение противоречащим абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункту "а" пункта 5, подпункту "в" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - Общие требования к нормативным правовым актам), устанавливающих общие требования к порядку и условиям предоставления субсидий.
Просил признать недействующим подпункт 2.16 раздела 2 Постановления N 12-пр по мотиву отсутствия в нем указания информации о результатах предоставления субсидии, под которыми понимаются завершенные действия с указанием точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов), а также показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, ссылаясь на противоречие указанного нормативного положения требованиям подпункта "м" пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам.
В обоснование требований прокурор указал, что отсутствие в числе требований к получателю субсидии условия о том, что деятельность автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края" (далее также - Центр) не должна быть приостановлена (в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации), вступает в прямое противоречие с требованиями, установленными федеральным законодателем к лицам, имеющим право на получение субсидий за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а критерии, сформулированные в оспариваемым пункте 2.16 в качестве результатов предоставления субсидии, в принципе не соответствуют понятию результатов, предусмотренному федеральным законодателем, и не отвечают требованиям о необходимости их соответствия результатам государственной программы, в целях реализации которой предусмотрено предоставление субсидии из средств регионального бюджета. Также Правительством Хабаровского края в пункт 2.16 не включены положения, устанавливающие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, соответствующих результатам государственной программы края, как этого требует федеральный законодатель.
Решением Хабаровского краевого суда от 5 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора Хабаровского края отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 года, решение Хабаровского краевого суда от 5 сентября 2022 года отменено, принято новое решение по делу.
Признан не действующим с даты вступления настоящего апелляционного определения в законную силу подпункт 3 пункта 2.2. раздела 2 "Условия и порядок предоставления субсидии" постановления Правительства Хабаровского края от 19 января 2022 года N 12-пр "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края" в той части, которой данным нормативным положением в числе требований, которым должен соответствовать Центр по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором он обратился за предоставлением субсидии, не предусмотрено требование о том, что деятельность Центра не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Признан недействующим с даты вступления настоящего апелляционного определения в законную силу пункт 2.16. раздела 2 "Условия и порядок предоставления субсидии" постановления Правительства Хабаровского края от 19 января 2022 года N 12-пр "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края" в части отсутствия в нем информации о результатах предоставления субсидий.
9 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Правительства Хабаровского края, поданная через Хабаровский краевой суд 21 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе представитель Правительства Хабаровского края ссылается на то, что выводы суда апелляционной инстанции противоречат буквальному содержанию применяемых норм права и основаны на неверном их толковании. Полагают, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции действующее законодательство позволяет органам государственной власти самостоятельно определять перечень предъявляемых требований к получателю субсидии; положения пункта 4 Общих требований устанавливают критерии к получателю субсидии только в случае, если получатель определен по результатам отбора (то есть конкурса, запроса предложений). Вывод суда апелляционной инстанции о том, что установленные в пункте 2.16 раздела 2 Порядка результаты предоставления субсидии Центру не являются результатами в понимании действующего законодательства, основан на субъективной оценке обстоятельств и сделан без опоры на нормы материального права.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года кассационная жалоба Правительства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в пункте 1 статьи 78.1 определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
Положения абзаца третьего пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей на дату принятия нормативного правового акта, предусматривали, что Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
Правительством Хабаровского края принято Постановление от 19 января 2022 года N 12-пр, которым утвержден Порядок предоставления субсидии в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Хабаровского края" (далее - Порядок).
Согласно преамбуле Постановления N 12-пр, наряду с положениями пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в качестве цели его принятия указана реализация государственной программы Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года N 21-пр.
Пунктом 2.2. раздела 2 "Условия и порядок предоставления субсидии" указанного Порядка установлены следующие требования, которым должен соответствовать Центр по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором Центр обратился за предоставлением субсидии:
1) не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) не иметь неисполненной обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иных обязательных платежей в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) не находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к Центру другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства;
4) не иметь просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами края, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед краем;
5) не быть получателем средств из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами края на цели предоставления субсидии.
Пунктом 2.16. раздела 2 "Условия и порядок предоставления субсидии" Постановления N 12-пр в качестве результатов предоставления субсидии предусмотрены:
1) количество граждан и организаций, получивших информацию об объектах истории и культуры края, о памятниках природы края, являющихся объектами туризма, о культурных, спортивных и общественных событиях в крае, о туристских маршрутах края;
2) количество публикаций о туризме в крае в средствах массовой информации и социальных сетях;
3) количество разработанных видов полиграфических материалов о туризме в крае;
4) количество созданных фото и (или) видео материалов о туризме в крае;
5) количество мероприятий, в которых представлен туристский потенциал края.
Рассматривая заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое в части Постановление принято в пределах предоставленных Правительству Хабаровского края полномочий, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку его принятия, подписания и официального опубликования. В данной части Постановление не оспаривается.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - Общие требования к нормативным правовым актам), которые на дату принятия оспариваемого Постановления N 12-пр действовали в редакции нормативного правового акта от 30 сентября 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что федеральным законодательством, а именно Общими требованиями к нормативным правовым актам N1492 для субъектов Российской Федерации не установлена обязанность указывать в соответствующем правовом акте, который регулирует порядок предоставления субсидии без проведения отбора, все без исключения требования к получателям субсидии, предусмотренные абзацем 4 подпункта "в" пункта 4 Общих требований, в том числе и о том, что деятельность Центра как получателя субсидии не должна быть приостановлена.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренные пунктом 2.16 Порядка результаты предоставления субсидии являются конкретными измеримыми, дата их достижения определена пунктом 4.3 Порядка - это 31 декабря года предоставления субсидии; а числовые значения показаний результатов предоставления субсидии указаны в приложении N 3 к соглашению о предоставлении субсидии Центру от 20 апреля 2022 года, что не противоречит подпункту "м" пункта 5 Общих требований, а также Порядку проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 138н.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что даже в случае, когда в нормативном правом акте указывается единственный получатель субсидии, то этот получатель субсидии должен в полной мере соответствовать всем требованиям, перечисленным в пунктах "в" и "г" пункта 4 Общих требований, в связи с чем отсутствие в подпункте 3 пункта 2.2 Порядка требования о том, что деятельность Центра не должна быть приостановлена, не соответствует требованиям законодательства.
Кроме того, судебная коллегия исходила из того, что смысловое значение, приведенных в пункте 2.16 Порядка значений, в контексте приведенных в преамбуле нормативного правового акта целей, не позволяет истолковать их в качестве итоговых показателей, достижение которых планируется обеспечить в процессе использования субсидии; исходя из содержания определения, которое федеральный законодатель вложил в понятие "результаты предоставления субсидии", данные результаты должны представлять собой завершенные действия с указанием (помимо точной даты их завершения), также и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов). Приведенные в пункте 2.16 категории содержат исключительно количественную информацию, которая без ее "привязки" к каким-либо иным показателям (например, свидетельствующим об увеличении, росте, повышении эффективности и т.п.) не позволяет оценить (истолковать) их в качестве результатов, для достижения которых из средств регионального бюджета осуществляется предоставление субсидии.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года N 211-пр в целях создания на территории Хабаровского края современного эффективного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае".
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 августа 2021 года N 689-рп в целях создания и развития доступной туристской среды в Хабаровском крае создана автономная некоммерческая организация "Туристский информационный центр Хабаровского края" (далее - Центр).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Законом Хабаровского края от 10 ноября 2021 года N 247 "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" предусмотрено на 2022 год выделение Центру субсидии в размере 25 млн. рублей, в связи с чем в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 3 Общих требований в Постановлении N 12-пр Центр указан в качестве единственного получателя субсидии, и исключена необходимость включения в оспариваемый нормативный правовой акт положений, регулирующих порядок проведения отбора получателей субсидии, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 Общих требований к нормативным правовым актам.
В силу подпункта "а" пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается, в том числе дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящего документа (при необходимости).
Из подпункта "в" пункта 4 Общих требований следует, что участники отбора - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).
Вместе с тем подпункт 3 пункта 2.2 Порядка, предусматривающий требования, которым должен соответствовать Центр по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором Центр обратился за предоставлением субсидии, не содержит требование о том, что деятельность Центра не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Не указание в оспариваемой части Порядка условия о не приостановлении деятельности Центра на момент обращения за предоставлением субсидии не соответствует требованиям законодательства, в том числе части 1 статьи 28 БК РФ, согласно которой одним из основных принципов бюджетной системы является эффективность использования бюджетных средств. В рассматриваемом случае оспариваемый в части нормативный акт позволяет Центру, деятельность которого может быть приостановлена, обращаться с заявлением о получении субсидии, и данное обстоятельство также не будет являться препятствием для ее получения.
Таким образом, поскольку предусмотренное подпунктом "в" пункта 4 Общих требований условие о том, что деятельность получателя субсидии на момент его обращения с соответствующим заявлением не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, является обязательным, следовательно, установление в оспариваемом подпункте 3 пункта 2.2. Порядка требований, которым должен соответствовать Центр, а именно: не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, без указания требования о том, что деятельность участника отбора не приостановлена, противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Довод жалобы об отсутствии в подпункте 3 пункта 2.2 Порядка положений, противоречащих подпункту "в" пункта 4 Общих требований, в связи с предоставлением субсидии юридическому лицу без проведения отбора, являются необоснованными, поскольку в силу положения пункта 1 Постановления N 1492, общие требования применяются ко всем нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данного постановления. Установленные подпунктом "в" пункта 4 Общих требований положения, не исключают обязанности соответствия им получателя субсидии, установленного не по результатам отбора.
Подпункт 3 пункта 2.2 Порядка содержит требования для получателя субсидии, предусмотренные подпункте "в" пункта 4 Общих требований, однако не в полном объеме, в связи с чем, противоречит указанной норме федерального нормативного правового акта в части отсутствия требования к Центру о том, что его деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются, в том числе результаты предоставления субсидии, под которыми понимаются завершенные действия с указанием точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов предоставления субсидии (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях.
Результаты предоставления субсидии должны быть конкретными, измеримыми, а также соответствовать результатам федеральных проектов, региональных проектов, государственных (муниципальных) программ (при наличии в государственных (муниципальных) программах результатов предоставления субсидии), указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), и типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии.
Таким образом, из содержания подпункта "м" пункта 5 Общих требований следует, что в правовом акте при определении условий и порядка предоставления субсидий обязательно указываются конкретные, измеримые результаты предоставления субсидии, которые должны быть определены в виде конкретных количественных характеристик итогов, а также показатели необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значения которых устанавливаются в соглашениях.
Приказом министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2021 N 138н утвержден Порядок проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 4 Порядка проведения мониторинга в целях проведения мониторинга рекомендуется использовать типы субсидий, типы результатов предоставления субсидий, установленных для каждого типа субсидий, и соответствующих им типов контрольных точек, которые содержатся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", приведенные в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Как следует из содержания Таблицы соотношения типов субсидий, результатов предоставления субсидий, контрольных точек, являющейся приложением N 1 к Порядку проведения мониторинга, типы результатов предоставления субсидий, установленных для каждого типа субсидий, предусмотрены для каждого вида работ, оказания услуг и т.д.
Результаты предоставления субсидии, изложенные в оспариваемом прокурором пункте 2.16 раздела 2 Порядка, не соответствуют типам результатов предоставления субсидии, определенным приказом министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 138н.
Пунктом 2.16 раздела 2 Порядка установлено, что результатами предоставления субсидии являются:
количество граждан и организаций, получивших информацию об объектах истории и культуры края, о памятниках природы края, являющихся объектами туризма, о культурных, спортивных и общественных событиях в крае, о туристских маршрутах края;
количество публикаций о туризме в крае в средствах массовой информации и социальных сетях;
3) количество разработанных видов полиграфических материалов о туризме в крае;
количество созданных фото и (или) видео материалов о туризме в крае;
количество мероприятий, в которых представлен туристский потенциал края.
Между тем перечисленные показатели, установленные пунктом 2.16 раздела 2 Порядка, не подпадают под понятие результатов предоставления субсидии, не представляют собой завершенных действий с указанием точной даты завершения и конечного значения результатов, не соответствуют содержанию Таблицы соотношения типов субсидий, результатов предоставления субсидий, контрольных точек, являющейся приложением N 1 к Порядку проведения мониторинга, а фактически относятся к статистическим данным, характеризующим эффективность процесса достижения результатов предоставления субсидии.
Кроме того, пункт 2.16 раздела 2 Порядка противоречит подпункту "м" пункта 5 Общих требований в части того, что показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, должны содержаться именно в правовых актах, как и результаты предоставления субсидий.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда апелляционного определения по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.