Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н.Муравьева-Амурского" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года, принятые по административному делу N 2а-2913/2022, по административному иску Подкорытовой Оксаны Владимировны, Кукушкина Максима Валерьевича к генеральному директору краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н.Муравьева-Амурского" о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителей КГБУК "Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского" Пронь Т.А... Коломеец Е.В, представителя Правительства Хабаровского края Пасечника А.А, административных истцов Кукушкина М.В, Подкорытовой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Подкорытова О.В. и Кукушкин М.В. обратились в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского" (далее - КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского"), в котором просили признать незаконными действия генерального директора КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" Реплянской Л.Ю, которые выразились в фактическом допуске на территории памятника природы краевого значения Дендрарий незаконной деятельности; возложить обязанность на генерального директора КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" Реплянскую Л.Ю. прекратить деятельность, нарушающую установленные правовые режимы на территории Дендрария, в том числе, деятельность, направленную на увеличение площади, лишенной растительности (вырубку деревьев); обязать генерального директора КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" Реплянскую Л.Ю. восстановить вырубленные деревья на месте вырубки путем высаживания в том же количестве новых деревьев.
В обоснование требований административные истцы указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории памятника природы краевого значения "Дендрарий" неустановленными лицами проводились рубки деревьев, на территорию Дендрария осуществлялся въезд механизированных транспортных средств, техникой был нарушен предположительно плодородный слой почвы. Вместе с тем, природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, на территории которых запрещена вырубка деревьев и кустарников, запрещена деятельность, направленная на увеличение площади, лишенной растительности, занятой строениями, дорогами; запрещен въезд, движение, остановка и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог, за исключением транспортных средств, обеспечивающих режим особой охраны и функционирование памятника природы. Полагают, что действия должностного лица ФИО8, которые выразились в фактическом допуске на территории памятника природы краевого значения Дендрарий незаконной деятельности, нарушают нормативно-правовые акты, устанавливающие режим особой охраны памятника природы краевого значения "Дендрарий", совершены с нарушением порядка принятия решений и нарушают права административных истцов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство природных ресурсов Хабаровского края; также в качестве заинтересованных лиц в настоящем деле привлечены министерство имущества Хабаровского края, министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, Правительство Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 5 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" в осуществлении незаконной деятельности на территории памятника природы краевого значения Дендрарий. На КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" возложена обязанность прекратить деятельность, нарушающую установленные правовые режимы на территории памятника природы краевого значения Дендрарий. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 августа 2022 года изменено. Абзац второй резолютивной части изложен в новой редакции:
"Признать незаконными действия краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского", выразившиеся в производстве работ по расчистке территории под капитальные объекты строительства на территории памятника природы краевого значения "Дендрарий" до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации". Исключен из резолютивной части решения суда третий абзац. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
10 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского", поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 27 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагает, что выводы судов не основаны на нормах закона, подлежащих применению в данном деле с учетом предмета и основания заявленного иска. Заявитель указывает в жалобе, что действия ответчика, выразившиеся в удалении усохших, поврежденных, ослабленных деревьев и кустарников, рубке деревьев и кустарников, не используемых в целях сохранения, изучения и обогащения коллекции редких и типичных дальневосточных растений и растительных комплексов, а также деревьев и кустарников, представляющих опасность для посетителей памятника природы, иными словами, выразившиеся в осуществлении мероприятий по благоустройству территории Дендрария, выполнены в соответствии с действующим законодательством, установленные правовые режимы на территории памятника природы краевого значения не нарушают. Выводы судов о том, что действия ответчика выразились в производстве работ по расчистке территории под капитальные объекты строительства, не может быть признан состоятельным ввиду того, что согласованные ответчику мероприятия не предполагают расчистку территории именно под объекты капитального строительства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года кассационная жалоба краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н. Муравьева-Амурского" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание с использованием видеоконференц-связи явились административные истцы, представители административного ответчика и заинтересованного лица Правительства Хабаровского края, иные заинтересованные лица не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения административных истцов, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Одной из категорий особо охраняемых природных территорий, определенных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ, являются памятники природы.
Статьей 25 Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 26 Федерального закона N 33-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона N 33-ФЗ природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20 января 1997 года N 7 "Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края" памятником природы краевого значения объявлен "Дендрарий научно-исследовательского института лесного хозяйства", расположенный в городе Хабаровске.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 7 марта 2013 года N 37-пр "О памятниках природы краевого значения на территории городского округа "Город Хабаровск" наименование памятника природы краевого значения "Дендрарий научно-исследовательского института лесного хозяйства" изменено на "Дендрарий".
Описание границ памятника природы краевого значения "Дендрарий" утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 декабря 2003 года N 335 "Об утверждении границ и режима особой охраны памятников природы краевого значения в г. Хабаровске".
Распоряжением министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в собственности Хабаровского края, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 6 м, по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: "адрес", площадью 110471 кв.м, с кадастровой стоимостью 59322, 93 рубля, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под территорию дендрария, цель использования - для размещения объектов (территорий рекреационного назначения под территорию дендрария).
Согласно пункту 1.3. Устава КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского", утвержденного приказом министерства культуры Хабаровского края от "адрес" N (далее по тексту - Устав), указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для сохранения и восстановления нарушенных природных комплексов, зеленых насаждений и объектов, имеющих экологическое, историческое и культурное значение, поддержания экологически здоровой окружающей среды, оказания населению, туристам и гостям города Хабаровска общественно-полезных социально-культурных услуг, в целях осуществления министерством культуры "адрес" полномочий в сфере культуры.
Исходя из пункта 2.2. Устава, целями деятельности Учреждения являются: своевременное выявление негативного воздействия окружающей среды на особо охраняемую природную территорию краевого значения и его охранную зону, сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), юридического ландшафта, благоустройства, рекреационного ресурса в целом; создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических потребностей населения, регулируемого туризма, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей края, развития их социальной и творческой активности.
Удовлетворяя частично административные исковые требования истцов, суд первой инстанции, установив, что в отсутствие проектной документации на строительство западной входной группы "Визит-Центр" и государственной экологической экспертизы такой проектной документации, в отсутствие документации на коллекцию редких и типичных деревьев и растений, произрастающих на территории Дендрария ответчиком КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" произведена сплошная рубка деревьев на площади 6000 кв.м, в том числе, здоровых деревьев в количестве 347 штук, что не соответствует виду согласованных мероприятий по проведению оздоровительной рубки деревьев, пришел к выводу об обоснованности заявленных административными истцами требований и возложил обязанность на административного ответчика прекратить деятельность, нарушающую установленные правовые режимы на территории памятника природы краевого значения Дендрарий.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда в части конкретизации незаконной деятельности учреждения. Учитывая выводы филиала ФБУ "Рослесозащита" "Центр защиты леса Хабаровского края" и Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, согласно которым в действиях административного ответчика не усматривается нарушений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции установилотсутствие оснований для признания осуществления административным ответчиком незаконной деятельности на территории памятника природы краевого значения Дендрарий в целом - как это указано судом первой инстанции.
Поскольку действия административного ответчика, выразившиеся в производстве работ по расчистке территории под капитальные объекты строительства на территории памятника природы до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации не соответствуют положениям действующего законодательства, изменил решение суда первой инстанции, признав незаконными действия КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского", выразившиеся в производстве работ по расчистке территории под капитальные объекты строительства на территории памятника природы до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, в связи с проведением указанной расчистки в отсутствие соответствующей проектной документации.
Установив, что в настоящее время Учреждение закончило деятельность по расчистке спорной территории, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" обязанности о прекращении деятельности, нарушающей установленные правовые режимы на территории памятника природы краевого значения Дендрарий, в связи с чем исключил третий абзац из резолютивной части решения суда.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 6 статьи 21 Федерального закона N 33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 28 Закона N 33-ФЗ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 7 марта 2013 года N 37-пр утверждено Положение о памятнике природы краевого значения "Дендрарий" (далее по тексту - Положение о Дендрарии, Положение).
Согласно пункту 1.1. Положения, памятник природы краевого значения "Дендрарий" (далее по тексту - памятник природы, Дендрарий) площадью 11, 0505 гектаров организован в целях сохранения, изучения и обогащения коллекции редких и типичных дальневосточных растений и растительных комплексов, имеющих большое научное, учебное, культурное и хозяйственное значение, и является особо охраняемой природной территорией краевого значения.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Дендрарии, на территории памятника природы запрещается любая деятельность, угрожающая сохранению отдельных объектов растительного мира и растительных комплексов, а также приводящая к отрицательным изменениям состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов, в том числе: вырубка деревьев и кустарников, за исключением случаев, указанных в подпунктах 2, 7 пункта 2.2. настоящего раздела; деятельность, направленная на увеличение площади, лишенной растительности, занятой строениями, дорогами; въезд, движение, остановка и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог, за исключением транспортных средств, обеспечивающих режим особой охраны и функционирования памятника природы; строительство и размещение строений и сооружений, не связанных с функционированием и охраной памятника природы; нарушение плодородного слоя почвы, не связанное с функционированием памятника природы и противоречащее целям его создания; осуществление любых действий, ведущих к нарушению режима особой охраны или внешнего вида памятника природы.
Согласно пункту 2.2 Положения о Дендрарии, на территории памятника природы по согласованию с министерством природных ресурсов края, допускается, в том числе, удаление усохших, поврежденных, ослабленных деревьев и кустарников (пп.2); благоустройство территории, не нарушающее эстетическую целостность и обеспечивающее устойчивое функционирование памятника природы (пп.4); реконструкция, обслуживание и ремонт существующих объектов капитального строительства, строительство и размещение строений и сооружений, связанные с функционированием и охраной памятника природы (пп.5); рубка деревьев и кустарников, не используемых в целях сохранения, изучения и обогащения коллекции редких и типичных дальневосточный растений и растительных комплексов, а также деревьев и кустарников, представляющих опасность для посетителей памятника природы (пп.7).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 августа 2012 N 290-пр утвержден Порядок согласования осуществления хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях краевого значения (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, краевого значения, направляют в министерство природных ресурсов Хабаровского края заявку на согласование осуществления хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях краевого значения, если иной порядок не предусмотрен отдельным положением об особо охраняемой природной территории краевого значения.
Министерство природных ресурсов края рассматривает документы и направляет письмо о согласовании либо об отказе в согласовании осуществления хозяйственной или иной деятельности на особо охраняемой природной территории (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка, основанием для отказа в согласовании является, непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Порядка; несоответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности режиму особой охраны, целям и задачам особо охраняемой природной территории краевого значения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" обратилось в министерство природных ресурсов Хабаровского края с заявлением о согласовании плана природных мероприятий на территории Дендрария на 2021-2024 годы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов Хабаровского края согласован план природоохранных мероприятий на территории памятника природы краевого значения "Дендрарий" на 2021-2024 годы при условии соблюдения режима особой охраны памятника природы.
ДД.ММ.ГГГГ КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" обратилось в министерство природных ресурсов Хабаровского края с заявлением о согласовании мероприятий по благоустройству территории Дендрария на 2022-2027 годы в разрезе реализации концепции (перспективного плана) развития Хабаровского дендрария.
К указанному письму приложено дополнение к плану мероприятий на территории Дендрария в 2022-2024 годы, содержащие план выполнения следующих работ: подготовка площадок и благоустройство западной входной группы (до 6000 кв.м.), хозяйственного дворика, восточной входной группы; установку хозяйственных объектов в границах хозяйственного дворика; устройство ограждения хозяйственного дворика; реставрацию дорожно-тропиночной сети дендрария; подготовку участка и устройство искусственного водоема "Пруд лотосов" для разведения водных растений и возможного заселения водоема водоплавающими птицами; подготовку и устройство участков с молодыми посадками "Ребячий огород", аллей кленов "Момидзигара", "Лабиринт цветов"; устройство площадок для отдыха "Лесная гостиная" и зимней поляны "Двенадцать месяцев".
Письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N согласованы мероприятия благоустройства памятника природы краевого значения "Дендрарий" на 2022-2027 годы в разрезе реализации концепции (перспективного плана) развития Хабаровского дендрария.
КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" в рамках плана парко-хозяйственных мероприятий по благоустройству территории Дендрария на 2022-2027 годы начата вырубка деревьев на территории памятника природы. Согласно Акту (осмотра) проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО9 с участием начальника отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга ФБУ "Рослесзащита" "Центр защиты леса "адрес"" ФИО10, консультанта экологической политики и мониторинга окружающей среды министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО11, генерального директора КГБУК "ХКП им. Н.Н. Муравьева-Амурского" ФИО8 (т.2 л.д.93), все вырубленные 392 шт. зеленых насаждений находятся в западной части Дендрария (буферная зона), из них 89 крупномерных деревьев, 45 из которых гнилые, больные, аварийные, сухие. Количество вырубленных деревьев, отнесенных к хорошему и удовлетворительному состоянию, составляет 347 штук.
Вместе с тем из анализа согласованных ответчику Плана природоохранных мероприятий на территории Дендрария в 2021-2024 годы, и дополнения к Плану мероприятий на территории Дендрария в 2022-2024 годы, не следует согласование таких работ как сплошная рубка деревьев, в том числе, здоровых деревьев в количестве 347 штук.
Исследовав материалы дела, суды пришли к выводу о том, что на вырубленном участке Дендрария должна быть оборудована западная входная группа "Визит-Центр", предусмотренная концепцией реновации объекта, на которой предусмотрено размещение объектов капитального строительства. Так согласно предоставленной в материалы дела Концепции реновации объекта "Дендрарий" в г.Хабаровске "Зеленый музей", пояснительной записке к ней, обустройство западной входной группы предполагает строительство объектов капитального строительства - павильона "Визит-Центра", установка хозяйственных объектов предполагает строительство здания технической службы "дом садовника".
Проанализировав действующее законодательство, регламентирующее правовой режим на особо охраняемой природной территории, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие соответствующей проектной документации расчистка площадок под объекты капитального строительства путем сплошной рубки здоровых деревьев на особо охраняемой природной территории не соответствует виду согласованных мероприятий по проведению оздоровительной рубки деревьев, изложенных в Плане природоохранных мероприятий на территории Дендрария в 2021-2024 годы, и дополнении к Плану мероприятий на территории Дендрария в 2022-2024; кроме того, до определения кварталов произрастающих деревьев и кустарников, определения редких и типичных дальневосточных деревьев и кустарников, расчистка площадок под объекты капитального строительства невозможна без угрозы причинения ущерба особо охраняемой природной территории.
Учитывая наличие статуса Дендрария как памятника природы краевого значения, правовой режим особой охраны территории памятника природы, где запрещается любая деятельность, угрожающая сохранению отдельных объектов растительного мира и растительных комплексов, а также приводящая к отрицательным изменениям состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов, в том числе вырубка деревьев и кустарников, за исключением случаев, указанных в подпунктах 2.7 пункта 2.2 (пункт 2.1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N-п), отсутствие утвержденного перечня коллекции редких и типичных дальневосточных растений и растительных комплексов, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы судов верными, они подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права, и не опровергнуты доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Хабаровский краевой парк имени Н.Н.Муравьева-Амурского" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.