Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Взрывпром" на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Взрывпром" к МТУ Ространснадзор по Дальневосточному Федеральному округу об оспаривании представления.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель АО "Взрывпром" обратился в Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным и отменить представление N ТБ-АТ-01/10/2021/40/ЯКТ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 1 октября 2021 года.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Взрывпром" отказано.
30 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба АО "Взрывпром", поданная через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) 10 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что пункты Представления NN 1-2 указаны неправомерно, нарушений действующего законодательства со стороны АО "Взрывпром" нет, следовательно, нет и оснований для возложения обязанности устранить вменяемые АО "Взрывпром" нарушения. Транспортные средства административного истца не подпадают под действие Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16- ФЗ "О транспортной безопасности". Приведенные в пункте 2 представления от 1 октября 2021 года N ТБ-АТ-01/10/2021/40/ЯКТ объекты, принадлежащие АО "Взрывпром", не относятся к объектам транспортной инфраструктуры, в связи с чем предприятие не обязано предоставлять сведения о них в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности для проведения их категорирования. Перевозка пассажиров для собственных нужд выделена в самостоятельный вид перевозки пассажиров, который не включен в определение подпункта "а" пункта 11 статьи 1 Федерального закона 16-ФЗ. Судами также не изучен факт того, что на момент внеплановой проверки, указанные в пункте 2 Представления транспортные средства уже не находились в Реестре транспортных средств. АО "Взрывпром" не является субъектом транспортной инфраструктуры, как собственник ОТИ, и, соответственно, не обязан предоставлять полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, потому что в его собственности нет объектов, информацию о которых он должен предоставлять.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2023 года кассационная жалоба АО "Взрывпром" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов организации или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.1.8 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11 августа 2014 года N АК-807фс, определено, что УГАН НОТБ Ространснадзора по ДФО вправе выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, УГАН НОТБ Ространснадзора по ДФО с 15 по 26 марта 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Взрывпром", по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 26 марта 2021 года N ТБ-АТ-26/03/2021-41.
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ДФО от 01 октября 2021 года N ТБ-АТ-01/10/2021/40/ЯКТ АО "Взрывпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки с целью контроля исполнения пунктов 1-5 предписания Ространснадзора об устранении выявленных нарушений от 26 марта 2021 года N ТБ-АТ-26/03/2021-41 в отношении АО "Взрывпром" 10 сентября 2021 года составлен акт проверки, выдано предписание, а 1 октября 2021 года внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения:
1. Обеспечить контроль и надлежащее исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1640, Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Обеспечить:
- назначение лиц (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств (на ТС: автобус N; автобус N; автобус N; автобус N; автобус N);
- проверку лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 10 Закона;
- подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 121 Закона;
- информирование в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся (на ТС: автобус N; автобус N; автобус N; автобус N; автобус N);
- предоставить в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона на следующие ОТИ:
Склад взрывчатых материалов (поверхностный постоянный расход);
Гараж;
Площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов.
Представление подлежало рассмотрению в течение месяца.
Не согласившись с представлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ДФО N ТБ-АТ-01/10/2021/40/ЯКТ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, АО "Взрывпром" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований АО "Взрывпром" суд первой инстанции, с позицией которой согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона "О транспортной безопасности", исходил из того, что предприятие осуществляет производство буровых и взрывных работ на строительстве, реконструкции, восстановлении железнодорожных путей и автомобильных дорог, речных и морских сооружений, а также на других объектах транспортного строительства, оказывает пассажирские транспортные услуги; у предприятия имеются лицензии на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов на железнодорожном транспорте, на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц; таким образом АО "Взрывпром" является субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным соблюдать требования Федерального закона от 9 февраля 2007 года ФN 16-ФЗ, как собственник транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, багажа и опасных грузов, а также гаража, склада и площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что у должностного лица МТУ Ространснадзора по ДФО имелись предусмотренные действующим законодательством полномочия и основания для вынесения АО "Взрывпром" представления от 1 октября 2021 года N ТБ-АТ-01/10/2021/40/ЯКТ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Исходя из анализа содержания положений подпункта "з" пункта 5, пункта 9, подпункта "а" пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ, учитывая основные виды деятельности, которые осуществляет предприятие, перечень недвижимого имущества и транспортных средств, используемых им для осуществления такой деятельности, АО "Взрывпром" относится к субъектам транспортной инфраструктуры, обязанным выполнять изложенные в предписании требования действующего законодательства о транспортной безопасности.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Само по себе несогласие представителя АО "Взрывпром" с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Взрывпром" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.