Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Хабаровского края ФИО4 на определение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2022 года о пересмотре решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам, на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года и решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года административное исковое заявление прокурора района имени Лазо Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Управление), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - МБОУ "СОШ с. Молилёвка", образовательное учреждение) о возложении обязанностей обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищённости объекта и обеспечить антитеррористическую защищённость объекта удовлетворено:
- на Управление возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищённости объекта МБОУ "СОШ с. Молилёвка", расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Могилёвка, ул. Советская, д. 20-б, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006);
- на МБОУ "СОШ с. Молилёвка" возложена обязанность в течение трёх месяцев с момента финансирования Управлением мероприятий по антитеррористической защищённости обеспечить антитеррористическую защищённость объекта, расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Могилёвка, ул. Советская, д. 20-б, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, посредством обеспечения охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Кроме того, решением суда с образовательного учреждения в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Данное судебной решение участвующими в деле лицами не обжаловалось и вступило в законную силу.
19 июля 2022 года в Суд района имени Лазо Хабаровского края поступило заявление МБОУ "СОШ с. Молилёвка" о пересмотре решения от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам, поскольку после актуализации паспорта безопасности образовательного учреждения ему присвоена четвертая категория опасности, которая не требует организации обеспечения охраны такого объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Определением Суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года, заявление МБОУ "СОШ с. Молилёвка" удовлетворено; решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года отменено; административное дело назначено к судебному разбирательству.
По результатам нового рассмотрения административного дела решением Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора района имени Лазо Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению и МБОУ "СОШ с. Молилёвка" о возложении обязанностей обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности объекта и обеспечить антитеррористическую защищённость объекта отказано.
30 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Хабаровского края ФИО4, поданное через Суд района имени Лазо Хабаровского края 15 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене определения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2022 года, апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года и решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 ноября 2022 года в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об отказе в удовлетворении заявления образовательного учреждения о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам.
Данное кассационное представление определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2023 года передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационного представления с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении заявления МБОУ "СОШ с. Молилёвка" о пересмотре решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам были допущены такого рода нарушения.
Согласно части 1 статьи 345 КАС РФ вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим.
В соответствии с частью 1 статьи 346 КАС РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, принявший этот судебный акт, лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в срок, не превышающий трёх месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть пересмотрено вступившее в законную силу судебное постановление, приведён в статье 350 КАС РФ.
Так, согласно части 1 статьи 350 КАС РФ основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела следующие обстоятельства: отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу (пункт 1); признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу (пункт 2); признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации (пункт 3); определение или изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, применённой в конкретном деле, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (пункт 5); признание Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, применённого судом в конкретном деле, в связи с
принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт (пункт 6).
Удовлетворяя заявление МБОУ "СОШ с. Молилёвка" о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, Суд района имени Лазо Хабаровского края, с выводами которого согласился судья судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда, указал в определении, что в данном случае имеются предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 350 КАС РФ основания для пересмотра решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 289 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, учитывая которые МБОУ "СОШ с. Молилёвка" после актуализации его паспорта безопасности присвоена четвёртая категория опасности, тогда как на момент принятия указанного выше решения суда образовательное учреждение относилось к третьей категории опасности.
С данными выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции согласится не может поскольку они основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Судами при разрешении вопроса о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым основаниям оставлено без внимания, что постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)" не отменяло постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, а лишь вносило в него изменения, в том числе касающиеся критериев отнесения объектов (территорий) к одной из четырёх категорий опасности (пункт 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищенности)). При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 289 вступило в силу с 13 марта 2022 года, то есть внесённые им в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 изменения действовали на момент принятия Судом района имени Лазо Хабаровского края решения от 15 апреля 2022 года. Однако, при рассмотрении дела в суде первой инстанции административные ответчики не оспаривали отнесение объекта (территории) МБОУ "СОШ с. Молилёвка" к третьей категории опасности.
В соответствии с пунктом 8, подпунктом "д" пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности комиссия по обследованию и категорированию объекта, созданная по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную объекту (территории) категорию.
Следовательно, то обстоятельство, что при утверждении 16 июня 2022 года нового паспорта безопасности образовательного учреждения комиссией данному объекту была изменена категория опасности с третьей на четвёртую, также не может рассматриваться в качестве нового обстоятельства применительно к положениям части 1 статьи 350 КАС РФ.
Вопрос о том, утрачена или нет возможность исполнения решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года при изменении категории опасности образовательного учреждения и, как следствие, при изменении требований к обеспечению его антитеррористической защищённости, может быть разрешён в порядке статьи 359 КАС РФ, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось предусмотренных нормами материального и процессуального права оснований для вывода о том, что приведённые в заявлении образовательного учреждения обстоятельства являлись основанием для пересмотра вступившего в законную силу решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по пункту 1 части 1 статьи 350 КАС РФ.
Из разъяснений, приведённых в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений", следует, что в случае, если суд вышестоящей инстанции при рассмотрении жалобы, представления на определение об удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам придёт к выводу о необоснованности данного определения, то он принимает решение о его отмене и одновременно отказывает в пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Если ко времени рассмотрения жалобы на определение суда об удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного постановления по делу вынесено новое постановление, то оно также подлежит отмене.
Поскольку правовая природа и содержание процессуальных норм, регулирующих вопросы пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском и административном судопроизводстве схожи, приведёнными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует руководствоваться по настоящему административному делу.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу, что определение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года и решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 ноября 2022 года подлежат отмене, а заявление МБОУ "СОШ с. Молилёвка" о пересмотре решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 3 августа 2022 года о пересмотре решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 октября 2022 года и решение Суда района имени Лазо Хабаровского края 15 ноября 2022 года отменить; в удовлетворении заявления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о пересмотре решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 апреля 2022 года по новым обстоятельствам отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.