Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" на решение Артемовского городского суда Приморского края от 4 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к судебному приставу-исполнителю ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Долгополовой Анны Юрьевны о признании действий (бездействия) незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" обратился в Артемовский городской суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ВС N 101097499 в отношении должника Леонтиева С.В, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю возбудить исполнительное производство по исполнительному листу серии ВС N 101097499 в отношении Леонтиева С.В. и осуществить необходимые исполнительные действия.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 4 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" отказано.
30 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", поданная через Артемовский городской суд Приморского края 27 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал, что отсутствие в исполнительном листе сведений о месте рождения должника с учетом наличия других имеющихся в нем сведений, а так же сведений, предоставленных взыскателем, не является непреодолимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и исполнению требований исполнительного документа, поскольку уточнить данные сведения возможно непосредственно в рамках исполнительного производства. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а так же приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которое могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Судебному приставу-исполнителю были предоставлены необходимые данные, позволяющие идентифицировать должника и совершить исполнительные действия. Отказ в возбуждении исполнительного производства нарушает права взыскателя и создает угрозу причинения ущерба его охраняемым законом интересам.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2023 года кассационная жалоба ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Статьями 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 121 Федерального закона об исполнительном производстве закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением от 1 декабря 2021 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю взыскателю ФКУ "ЕРЦ МО РФ" отказано в возбуждении исполнительного производства о взыскании с Леонтиева С.В. в пользу ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" излишне выплаченных денежных средств в сумме 42137, 57 руб. на том основании несоответствия исполнительного документа требованиям закона в связи с отсутствием сведений о месте рождения должника и одного из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, номера и серии паспорта).
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя, представитель ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", суды нижестоящих судебных инстанций исходили из того, что исполнительный лист не содержал достаточных данных должника, позволяющих исключить ненадлежащее исполнение требований исполнительного документа, с связи с чем пришли к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель обоснованно применил п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Между тем с данными выводами судов нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона об исполнительном производстве одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона об исполнительном производстве (здесь и далее Федеральный закон указан в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления), судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктами "а, б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства); для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве установлено, что взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона об исполнительном производстве в процессе исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено право судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
Исходя из приведенных законоположений, несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным подпунктами "а, б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона об исполнительном производстве, может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства лишь в том случае, когда исполнительный лист в силу выявленных в нем недостатков не позволяет судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения в строгом соответствии с принципами исполнительного производства, закрепленными в статье 4 настоящего Федерального закона.
Как установлено судами, предъявленный к исполнению ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" исполнительный лист содержал все необходимые реквизиты, за исключением сведений о месте рождения должника и одного из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, номера и серии паспорта).
Вместе с тем, отсутствие в исполнительном документе указанных сведений нельзя вменить в вину должнику, тем более, что паспортные данные должника были указаны взыскателем при подаче в ОСП по Артемовскому городскому округу заявления о возбуждении исполнительного производства, что соответствует положениям части 2 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве.
Что касается сведений о месте рождения должника, то в силу положений пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона об исполнительном производстве и статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель не был лишен возможности запросить указанные данные у самого должника, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе - у ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Данные обстоятельства судами нижестоящих судебных инстанций не были приняты во внимание, надлежащая правовая оценка им не дана.
Таким образом, вопреки выводам нижестоящих судебных инстанций, приведенные в исполнительном документе данные о должнике и взыскателе, несмотря на отсутствие указанных приставом-исполнителем сведений, не исключали возможность идентифицировать должника и взыскателя, а потому отказ в возбуждении исполнительного производства в рассматриваемом случае нарушает права взыскателя на своевременное исполнение решения суда.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, постановлены при неправильном применении норм материального права, что повлияло на исход рассмотрения дела, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 4 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 11 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Долгополовой Анны Юрьевны об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ВС N 101097499 в отношении должника Леонтиева С.В.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Долгополову Анну Юрьевну повторно рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ВС N 101097499 в отношении Леонтиева С.В.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.