Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: возложить на Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт здания лечебного корпуса (инв. N 2) военного городка N 2 филиала N 1 ФГКУ "301 военный госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пер. Ангарский, 1, в объёмах, указанных в акте осеннего осмотра объектов имущественного комплекса военного городка от 22 сентября 2020 года N 1181, дефектном акте от 22 сентября 2020 года N 1182, акте осмотра здания от 16 марта 2021 года, выполнив действия по:
- заделке стыков, швов, трещин фундамента, восстановлению облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей (180 кв. м.), восстановлению штукатурного слоя и кирпичной кладки цокольной части здания (50 кв. м.);
- восстановлению штукатурного слоя цоколя (250 кв. м.);
- заделке трещин на несущих (внешних) стенах, расшивке швов, восстановлению облицовки (100 кв. м.), герметизации стыков элементов полнособорных зданий и заделке выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей по всему зданию (20 кв. м.), постановке на раствор отдельных выпавших камней (10 кв. м.), устранению сырости и продуваемости в подвальном помещении, прочистке и ремонту вентиляционных каналов и вытяжных устройств;
- замене и усилению отдельных элементов деревянных перекрытий в палате N 2;
- проведению пескоструйной очистки, промывки, окраски фасадов и восстановлению на фасаде участков штукатурки и плиточной облицовки (50 кв. м.);
- замене на кровле штучных материалов (шифера) 150 кв. м, антисептической и противопожарной защите деревянных конструкций, усилению элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов, обрешёток, монтажу системы организованного водоотвода;
- частичной замене покрытия пола линолеумом (250 кв. м.);
- замене разбитых стекол, стеклоблоков (3 кв. м.), частичной замене оконных и дверных заполнений (5 кв. м.); замене унитазов (3 шт.), раковин (6 шт.), смесителей для раковин (6 шт.), запорной арматуры - кранов водоразборных (28 шт.), вентилей (6 шт.);
- замене неисправных участков электрических сетей здания и устройства новых;
- замене задвижек на системе отопления диаметром 80 (6 шт.), смене отдельных участков и устранение неплотностей вентиляционных коробок, шахт, камер, воздухоотводов;
- замене пожарных шкафов (4 шт.), монтажу противопожарных дверей (8 шт.).
Определением от 11 мая 2021 года Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края перешёл к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 июня 2021 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично. На ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность в течение одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда по данному административному делу в законную силу произвести капитальный ремонт здания лечебного корпуса (инв. номер 2) военного городка N 2 филиала N 1 ФГКУ "301 военный госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пер. Ангарский, 1, в указанных в иске объёмах. В удовлетворении иска к Минобороны России судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре удовлетворен частично. На Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести ремонт здания лечебного корпуса (инв. N 2) военного городка N 2 филиала N 1 ФГКУ "301 военный госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пер. Ангарский, 1, в соответствии с дефектным актом от 22 сентября 2020 года. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года отменено, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года изменено. В абзаце втором резолютивной части решения суда первой инстанции слово "капитальный" заменено на "текущий". В остальной части решение оставлено без изменения.
30 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ", поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 20 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в результате проведения надзорных мероприятий военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре выявлены нарушения в области содержания и эксплуатации здания лечебного корпуса (инв. номер 2) военного городка N 2 филиала N 1 ФГКУ "301 военный госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пер. Ангарский, 1 (далее - здание лечебного корпуса), которое находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в проведении ремонта.
Со стороны административных ответчиков доказательств, опровергающих представленные прокурором материалы, характеризующие ненадлежащее техническое состояние указанного объекта недвижимости, представлены не были.
Согласно акту N 1 от 1 июня 2017 года здание лечебного корпуса передано в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ", его балансодержателем является ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" также определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
К полномочиям Минобороны России в числе прочего подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатацию таких объектов.
В соответствии с пунктом 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания, эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ".
Согласно пунктам 12, 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, данное учреждение создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации; для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет функции по обеспечению содержания (эксплуатации), проектирования, капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства установлено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несёт ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооружённых Сил Российской Федерации, закреплённых на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ". Также Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (пункты 15 и 16 Руководства).
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 44 Руководства контроль за техническим состоянием материально-технической базы Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части.
Частично удовлетворяя заявленные военным прокурором административные исковые требования, Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, Устава учреждения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что здание лечебного корпуса, переданное в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ", находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует ремонта, объём и вид которого определены имеющимися в материалах дела актами осмотров. Обязанность по проведению соответствующих ремонтных работ должна быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ", которое в силу положений действующего законодательства и Устава уполномочено Минобороны России на осуществление мероприятий по обеспечению надлежащего технического состояния и коммунально-эксплуатационного обеспечения в отношении переданной ему материально-технической базы. В то же время, суд первой инстанции указал, что оснований для возложения такой обязанности на Минобороны России не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, по существу согласившись с выводами суда первой инстанции, дополнительно указала в апелляционном определении, что указанные военным прокурором в административном исковом заявлении работы по ремонту здания лечебного корпуса относятся к работам по текущему ремонту здания, а не к его капитальному ремонту, в связи с чем внесла соответствующие изменения в резолютивную часть решения.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства, нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах и сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" о том, что с его стороны не было допущено какого-либо незаконного бездействия; что объект недвижимости ему на праве оперативного управления либо в безвозмездное пользование не передавался, в связи с чем учреждение не должно осуществлять ремонт здания лечебного корпуса; что суды не определили порядок проведения ремонтных работ и необходимый для этого объём затрат; что у военного прокурора отсутствовали полномочия на обращение в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, - по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при рассмотрении административного дела, а также имеющихся в материалах дела доказательств, кроме того, они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.