Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области о признании распоряжения незаконным в части и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корсаковский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области (далее - Администрация), в котором (с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований) просил: признать незаконным пункт 2 распоряжения Администрации от 7 декабря 2020 года N 136-р "О признании многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу" (далее - Распоряжение от 7 декабря 2020 года N 136-р), действующего в редакции распоряжения Администрации от 3 февраля 2022 года N 9-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Корсаковского городского округа от 7 декабря 2020 года N 136-р" (далее - Распоряжение от 3 февраля 2022 года N 9-р), в части установления срока отселения не позднее 31 декабря 2026 года; возложить на Администрацию обязанность принять меры по незамедлительному отселению жителей указанного многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой Корсаковской городской прокуратурой проверки жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: "адрес" установлено, что Распоряжением от 7 декабря 2020 года N 136-р, действующим в редакции Распоряжения от 3 февраля 2022 года N 9-р, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом срок отселения физических и юридических лиц (при наличии) из него установлен не позднее 31 декабря 2026 года.
Вместе с тем состояние основных конструкций и элементов многоквартирного дома создаёт опасность для жизни и здоровья находящихся в нём граждан, нормальная его эксплуатация с учётом имеющегося уровня физического износа невозможна.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный Администрацией срок отселения жильцов многоквартирного дома не является разумным, противоречит требованиям жилищного законодательства.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено: признан незаконным пункт 2 Распоряжения от 7 декабря 2020 года N 136-р в редакции Распоряжения от 3 февраля 2022 года N 9-р; на Администрацию возложена обязанность принять меры к незамедлительному отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
6 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 21 марта 2023 года через Корсаковский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица и их представители, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 6 ноября 2020 года в заключении N 280 межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная постановлением Администрации от 13 апреля 2020 года N 527, указала на наличие оснований для признания многоквартирного "адрес" "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Так, межведомственной комиссией указано, что техническое состояние конструкций и многоквартирного дома в целом является неудовлетворительным, свидетельствующем о потере несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Распоряжением от 7 декабря 2020 года N 136-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); департаменту имущественных отношений Администрации поручено обеспечить в установленном законодательством порядке отселение физических и юридических лиц (при наличии) в срок не позднее 31 декабря 2027 года (пункт 2).
Распоряжением от 3 февраля 2022 года N 9-р в Распоряжение от 7 декабря 2020 года N 136-р внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 2 изложен в следующей редакции: "2. Департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа:
2.1. Обестпечить в установленном законодательством порядке отселение физических и юридических лиц (при наличии) в срок не позднее 31 декабря 2026 года.
2.2. Осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома, снятии помещений многоквартирного дома с кадастрового учёта, исключение помещений из реестра муниципального имущества муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области."
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома (пункт 34 Положения).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведённых положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Принимая решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, Корсаковский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, указал в решении, что имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома в техническом состоянии, которое создаёт реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нём граждан. В связи с этим установленный Распоряжением от 7 декабря 2020 года N 136-р (в редакции Распоряжения от 3 февраля 2022 года N 9-р) срок для отселения физических лиц из многоквартирного "адрес" "адрес" (не позднее 31 декабря 2026 года) признан судом первой инстанции неразумным, несоответствующим интересам неопределённого круга лиц и влекущим нарушение прав граждан на безопасное проживание и права на жилище. В связи с этим, на Администрацию в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ возложена обязанность принять меры к незамедлительному отселению физических лиц из указанного многоквартирного дома.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, несмотря на то, что действующее жилищное законодательство не устанавливает конкретные сроки, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, такие сроки должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утверждён постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего административного дела, выводы судов нижестоящих инстанций о том, что определённый Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома (не позднее 31 декабря 2026 года) является неразумным и нарушает права неопределённого круга лиц, связанные с обеспечением безопасности и права на жилище, судебной коллегией суда кассационной инстанции признаются правильными.
Соответствующие выводы основываются на имеющемся в материалах дела заключении от 21 октября 2020 года N 20/4306 об обследовании технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", составленном обществом с ограниченной ответственностью "Сахалинстройконтроль", согласно которому техническое состояние данного многоквартирного дома характеризуется как аварийное; в конструкциях наблюдаются деформации и дефекты, свидетельствующие о потере ими несущей способности и эксплуатационной пригодности; имеется угроза обрушения; необходимо запрещение эксплуатации многоквартирного дома и немедленное удаление людей из опасных зон с разборкой конструкции.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.