Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области ФИО2 о признании решений незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО6 обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее - Управление Росреестра по Сахалинской области), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконными решения административного ответчика от 18 июня 2022 года N КУВД-001/2022-24656272/1 о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав и от 19 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-24656272/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности административного истца в отношении земельного участка, подлежащего выделению в счёт земельной доли из земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", коллективное сельскохозяйственное предприятие "Троицкое" (далее - КСП "Троицкое").
Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 июля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена государственный регистратор Управления Росреестра по Сахалинской области ФИО2
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
6 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная 28 марта 2023 года через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, постановлением мэра Анивского района Сахалинской области от 6 апреля 1994 года N 224 в коллективную совместную собственность работников КСП "Троицкое", являющегося правопреемником совхоза "Южно-Сахалинский", переданы сельскохозяйственные угодья общей площадью 3676 га, в том числе: пашня - 2662 га, сенокосы - 336 га, пастбища - 678 га.
Постановлением мэра Анивского района Сахалинской области от 10 августа 1994 года N 556 в постановление от 6 апреля 1994 года N 224 вносились изменения, согласно которым работникам в количестве 995 человек, имеющим право на получение бесплатной земельной доли КСП "Троицкое", переданы сельскохозяйственные угодья в сумме 145489 балло/гектаров.
2 декабря 1996 года ФИО1 выдано свидетельство серии N на право собственности на землю, из содержания которого следовало, что ФИО6 на основании указанных выше постановлений приобрёл право собственности на земельную долю с оценкой 146, 22 баллогектаров, кадастровый номер КСП "Троицкое" 65-5-1.
15 июня 2022 года ФИО6 обратился в Управление Росреестра по Сахалинской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с условным номером N площадью 43000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: "адрес", КСП "Троицкое". К указанному заявлению были приложены: межевой план от 1 мая 2022 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём выдела в счёт доли в праве общей собственности из земельного участка с кадастровым номером N; свидетельство на право собственности на землю от 2 декабря 1996 года серии N; постановления от 6 апреля 1994 года N 224 и от 10 августа 1994 года N 556; постановление мэра Анивского района Сахалинской области от 1 апреля 1992 года N 281 "О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан"; публикация в общественно-политической газете "Губернские ведомости" от 30 марта 2022 года N 33(6096) извещения о возможности ознакомления с проектом межевания, размером и местоположением границ земельного участка.
18 июня 2022 года Управление Росреестра по Сахалинской области уведомило ФИО1 о том, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на земельный участок приостановлены до 19 сентября 2022 года на основании пункта 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) в связи с тем, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 5 мая 2008 года по делу N А59-482/080С13 постановления мэра Анивского района Сахалинской области от 6 апреля 1994 года N 224 "О переводе земель совхоза "Южно-Сахалинский" в коллективную совместную собственность КСП "Троицкое" и от 10 августа 1994 года N 556 "О внесении изменений в постановление от 6 апреля 1994 года N 224 "О переводе земель совхоза "Южно-Сахалинский" в коллективную совместную собственность КСП "Троицкое" признаны недействительными.
Из мотивировочной части решения Арбитражного суда Сахалинской области от 5 мая 2008 года по делу N А59-482/080С13 следовало, что указанные постановления мэра Анивского района Сахалинской области не соответствуют требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, запрещающих приватизацию семеноводческих хозяйств с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале и не допускающих выдел земельных долей в натуре работникам таких сельскохозяйственных предприятий; кроме того, согласно Государственному акту на право собственности, владения, пользования землей от августа 1980 года N 104, выданному совхозу "Южно-Сахалинский", земельный участок указанного совхоза является государственной собственностью и распоряжаться им орган местного самоуправления без согласия собственника был не вправе.
В связи с неустранением административным истцом в установленный срок причин, которые являлись препятствием для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Сахалинской области уведомило ФИО1 (уведомление N КУВД-001/2022-24656272/4) об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 41
Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт изменённых земельных участков в результате выдела доли в натуре в счёт доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В свою очередь, в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал, что, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области постановления мэра, на основании которых ФИО1 было выдано свидетельство на право собственности на землю, признаны недействительными, у органа регистрации прав имелись предусмотренные законом основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению административного истца, а также для последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства, нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах и, учитывая доводы кассационной жалобы, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, при проведении в порядке пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ правовой экспертизы документов, представленных ФИО6 для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на земельный участок, Управление Росреестра по Сахалинской области было обязано учитывать выводы решения Арбитражного суда Сахалинской области от 5 мая 2008 года по делу N А59-482/080С13 об отсутствии у органов местного самоуправления Анивского района Сахалинской области полномочий по распоряжению земельным участком совхоза "Южно-Сахалинский" и об отсутствии правовых оснований для выдела в натуре земельных долей работникам сельскохозяйственного предприятия.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Следовательно, как верно указали суды нижестоящих инстанций, у административного истца отсутствовало право на осуществление государственного кадастрового учёта в отношении земельного участка заявленного к образованию путём выдела в счёт доли в праве общей собственности из земельного участка с кадастровым номером N и на регистрацию права собственности на такой земельный участок.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств; эти доводы были предметом судебной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, основаны на верной оценке исследованных доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.