Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пухаревой Ирины Викторовны на решение Приморского краевого суда от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 3а-106/2021, по административному иску Пухаревой И.В, Лукьяновой Т.В, Стужук В.Н, Стужук А.В, Стужук О.М, Новокшонова Р.В, Лысенко С.В, Онул Я.Л, Иванова А.А, Сташуковой А.Г, Вальковой С.С, Герасимовой О.Э, Черных В.А, Алексеева О.Н. к Правительству Приморского края, Министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока о признании не действующими отдельных положений нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения административного истца Онул Я.Л, представителя административного истца Пухаревой И.В. - Бервено Ю.В, представителя администрации г.Владивостока Гросиненко К.В, заинтересованного лица Френкель Д.Б, действующего также как представитель заинтересованного лица Малкиной И.З, представителя Думы города Владивостока Титенко Т.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации -Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа (далее также - Генеральный план). Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края внесены изменения.
Постановлением Администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па внесены изменения, по результатам которых в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена функциональная жилая зона.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 действует в редакции постановления Правительства Приморского края от 22 июня 2021 года N 389-па, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 47 (1886), 24 июня 2021 года).
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее также - Правила землепользования и застройки).
В решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 вносились изменения, в том числе распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 26 декабря 2019 года N 140-ра "О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в указанное решение Думы N 462 внесены изменения.
В результате внесенных изменений в границах земельного участка с кадастровым номером N установлена территориальная зона Ж-2 (зона малоэтажной многоквартирной застройки домов с этажностью - не более 4-х надземных).
Пухарева И.В, Лукьянова Т.В, Стужук В.Н, Стужук О.М, Стужук А.В, Новокшонов Р.В, Лысенко С.В, Онул Я.Л, Иванов А.А, Сташукова А.Г. обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать не действующими с даты вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па "О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края"), в части установления функциональной жилой зоны в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональной жилой зоны, отображенной в графической части приложения.
Также просят признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 26 декабря 2019 года N 140 "О внесении изменении в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа") в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны Ж-2 (зона малоэтажной многоквартирной застройки домов с этажностью - не более 4-х надземных), отображенной в карте градостроительного зонирования, являющейся графической частью приложения к решению.
В обоснование иска административные истцы указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером N, в том числе смежных с ним. Принадлежащие истцам земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, принадлежавшего с 2012 года на праве собственности ООО ПКФ "Эксперимент". Указанный земельный участок находился в территориальной зоне Ж-1, имел вид разрешенного использования: под строительство индивидуальных жилых домов, что соответствовало схеме функционального зонирования территории Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119.
Собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного в средней линии между земельными участками, принадлежащими административным истцам, в настоящее время является Малкина И.З, на основании заявления которой распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 26 декабря 2019 года N 140 в оспариваемые акты внесены изменения, в результате которых установленная Правилами землепользования и застройки в границах принадлежащего ей земельного участка территориальная зона Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки) изменена на зону Ж-2 (зона застройки малоэтажными многоквартирными домами, предполагающую строительство домов до 4-х надземных этажей, а также объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания), а установленная Генеральным планом функциональная зона застройки индивидуальными жилыми домами изменена на функциональную жилую зону.
Полагают, что оспариваемые решения являются незаконными, противоречат градостроительному законодательству, нарушают их права. Изменение территориальной зоны привело к тому, что внутри территориальной зоны Ж-1 установлена территориальная зона Ж-2, то есть допущено нарушение целостности функциональной зоны поселения, а также создана угроза разрушения сложившейся среды обитания, поскольку для зон Ж-1 и Ж-2 предусмотрены различные градостроительные регламенты. Отмечают, что в качестве негативных последствий, влекущих нарушение прав административных истцов как правообладателей земельных участков индивидуальной жилой застройки, произойдет изменение плотности населения, возникнут вопросы невозможности удовлетворения потребности людей в проездах, парковках, изменится шумовая нагрузка, что не будет отвечать интересам жителей поселка, приобретших земельные участки с целью создания для себя индивидуально обособленной тихой среды проживания в чистой экологической зоне.
Решением Приморского краевого суда от 19 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции 30 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
13 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Пухаревой И.В, поданная через Приморский краевой суд 4 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административных истцов.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что по проекту вносимых изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план необоснованно были проведены общественные обсуждения, а не публичные слушания. При этом общественные обсуждения проведены формально, не обеспечена возможность равного и массового участия граждан в обсуждении. Размещенные на сайте администрации материалы в рамках общественных обсуждений были недоступны для понимания. Полагает, что у администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления ФИО11 и изменения территориальной зоны земельного участка, поскольку она имела право выбора вида использования земельного участка в рамках существующей территориальной зоны Ж-1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития населенных пунктов, должен быть обеспечен справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе и в сфере обеспечения благоприятных условий жизни, между тем ответчиками принято решение в пользу одного собственника.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года кассационная жалоба Пухаревой И.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо административных истца Онул Я.Л, представителя административного истца Пухаревой И.В, представителя администрации г. Владивостока, заинтересованного лица Френкель Д.Б, действующего также как представитель заинтересованного лица Малкиной И.З, представителя Думы г. Владивостока, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения административного истца Онул Я.Л, представителя административного истца Пухаревой И.В, представителя администрации г.Владивостока, заинтересованного лица и представителя заинтересованного лица, представителя Думы г.Владивостока, заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2); - соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 ГрК РФ.
В силу части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ, осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ.
В силу части 11 статьи 9 ГрК РФ при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
С 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N497-КЗ) полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений (за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний) переданы Администрации Приморского края.
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года N 71-па), с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществлял полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
В силу положений Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" на администрацию города Владивостока возложены полномочия по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края" (в редакции от 21 февраля 2019 года N 109-па) утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее - постановление Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия, их опубликования, при этом исходил из того, что нормативные акты в оспариваемых частях не противоречат нормативным положениям, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права и законные интересы административных истцов.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером N, в том числе смежных с ним.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5 919 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилое здание, принадлежит на праве собственности Малкиной И.З. и находится примерно в 370 м по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: "адрес"; находился в территориальной зоне Ж-1 и имел вид разрешенного использования: под строительство индивидуальных жилых домов, что соответствовало схеме функционального зонирования территории Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 N119.
Земельные участки с кадастровыми номерами N (собственник Стужук В.Н.), Nсобственник Алексеев О.Н.), N, и земельный участок с кадастровым номером N, с расположенным на нем индивидуальным жилым домом (собственник Пухарева И.В.) являются смежными с земельным участком с кадастровым номером N, земельные участки, принадлежащие другим административным истцам, находятся от земельного участка с кадастровым номером N на удалении от 3, 1 м до 87, 4 м.
Малкина И.З, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N (площадью 5 919 кв.м, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с Декларацией о смене вида разрешенного использования земельного участка с "под строительство индивидуальных жилых домов" на "многоквартирные жилые дома с количеством наземных этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находится несколько квартир и помещений общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования". Заявление Малкиной удовлетворено.
В результате принятия оспариваемых нормативных положений земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональной жилой зоне и территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж 2).
В силу части 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения общественных обсуждений установлена в части 4 статьи 5.1 ГрК РФ.
Частью 5 статьи 14 Устава города Владивостока, действующей в редакции Муниципального правового акта города Владивостока от 8 июня 2018 года N 31-МПА, на территории Владивостокского городского округа предусмотрена возможность проведения общественных обсуждений по проектам генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки и ряда иных актов в сфере градостроительной деятельности, наряду с публичными слушаниями.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, обязателен для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Генеральный план городского округа, в том числе содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа и карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (части 3, 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период)).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункту 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Из материалов дела следует и установлено судами, что Департамент градостроительства Приморского края сопроводительным письмом от 20 августа 2019 года N 17/4951 направил главе города Владивостока для подготовки и проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) материалы проекта внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, выполненные ООО "Институт Территориального Планирования "Град" в рамках государственного контракта от 17 июня 2019 года N 2019-14, в котором также просили обеспечить организацию обсуждения и выяснения мнения населения городского округа по данному проекту, а также по проекту изменений в Правила землепользования и застройки в формате общественных обсуждений, исходя из возможности привлечения максимального числа участников общественных обсуждений. Единая комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края направила главе города Владивостока сопроводительным письмом от 19 августа 2019 года N 1717-07-1678 для проверки проведения публичных слушаний или общественных обсуждений в соответствии с пунктами 9-16 статьи 31 ГрК РФ материалы проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Главой города Владивостока приняты постановление от 26 августа 2019 года N 3087 "О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462" и постановление от 26 августа 2019 года N 3088 "О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119". Период проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского, Генеральный план Владивостокского городского округа установлен 33 дня со дня оповещения.
Во исполнение постановлений главы города Владивостока от 26 августа 2019 года N 3087, от 26 августа 2019 года N 3088 администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в соответствии с требованиями ГрК РФ и положениями постановления Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа: были размещены оповещения о проведении общественных обсуждений по указанным проектам с указанием, в том числе времени и места проведения экспозиций к проектам, оповещения были размещены на официальном сайте администрации города Владивостока http://www.vlc.ru 30 августа 2019 года и опубликованы в газете "Владивосток". Определено, что экспозиции по проектам будут проводиться в рабочие дни; 6 сентября 2019 года с 15:00 - 18:00, с 9 сентября 2019 года по 17 сентября 2019 года с 09:00 по 13:00
Проекты и информационные материалы к ним были размещены на официальном сайте администрации города Владивостока http://www.vlc.ru 6 сентября 2020 года в разделе управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока "Общественное обсуждение". Реестры заявлений к проектам вместе с результатами внесения изменений в проекты, вынесенные на общественное обсуждение, размещены на сайте администрации города Владивостока http://www.vlc.ru в разделе "Общественное обсуждение". Указанные реестры содержали, в том числе предложение, внесенное Малкиной И.З. об установлении территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж 2) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Протоколы общественных обсуждений по указанным проектам составлены 20 сентября 2019 года. По результатам общественных обсуждений подготовлены заключения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 27 сентября 2019 года N 2 по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 27 сентября 2019 года N 2; были опубликованы на официальном сайте администрации города Владивостока http:/www.vlc.ru в разделе управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока "Общественное обсуждение" и в газете "Владивосток" 1 октября 2019 года заключение по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и 8 октября 2019 года заключение по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, а также переданы в департамент градостроительства Приморского края и в Единую комиссию по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края для дальнейшей работы.
Проанализировав указанные положения федерального законодательства, регионального законодательства, положения Устава города Владивостока, установив, что по проектам оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа проведены общественные обсуждения, по результатам которых составлены протоколы и заключения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что постановление администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года N 895-па и распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 26 декабря 2019 года N 140 приняты уполномоченными органами, в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры их принятия. При этом суды правильно исходили из того, что назначение и проведение общественных обсуждений по проектам оспариваемых нормативных правовых актов не противоречило положениям действующего законодательства, администрация города Владивостока была вправе самостоятельно определить одну из форм участия жителей муниципального образования по вопросу местного значения. А то обстоятельство, что порядок проведения общественных обсуждений на тот момент еще не был утвержден Думой города Владивостока, о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений не свидетельствует, поскольку при таких обстоятельствах осуществляется прямое действие акта, имеющего большую юридическую силу, а именно положений части 4 статьи 5.1 ГрК РФ.
Изучив положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе, части 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 1, 2, 3, 11 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23, части 4 статьи 30, части 1 статьи 34, части 4 статьи 37 ГрК РФ) суды верно пришли к выводу о том, что, что действующее градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка; градостроительное законодательство не содержит запрета на установление либо изменение функциональной зоны в отношении только одного земельного участка. В результате принятия оспариваемых нормативных положений земельный участок с кадастровым номером 25:28:050063:287 отнесен к функциональной жилой зоне и территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) (Ж-2), не имеющих между собой противоречий. При этом внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050063:287 не являлось произвольным, а было обусловлено подачей Малкиной И.З. соответствующего заявления об этом на основании пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований суды верно учитывали отсутствие доказательств в деле возможного причинения вреда расположенному на смежном земельном участке индивидуальному жилому дому по адресу: "адрес", и индивидуальным жилым домам по адресам: "адрес", расположенным на соседних земельных участках, отсутствие доказательств нарушения прав истцов на благоприятную окружающую среду установлением территориальной зоны Ж-2 и функциональной жилой зоны в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, мотивированно отклонены, поскольку оповещение о проведении общественных обсуждений по указанным проектам с указанием времени и места проведения экспозиций к проектам, были размещены на официальном сайте администрации города Владивостока http://www.vlc.ru 30 августа 2019 года, опубликованы в газете "Владивосток", административные истцы имели возможность ознакомиться с документами на официальном портале города Владивостока, предусматривающем возможность увеличения графической информации в составе проекта нормативного правового акта, в целях более детального рассмотрения изменений.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Единой комиссии оснований для удовлетворения заявления Малкиной И.З, в связи с тем, что на момент рассмотрения ее заявления еще не внесены изменения в части функциональной зоны генерального плана являются несостоятельными, поскольку заявление Малкиной И.З. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа рассмотрено 21 февраля 2019 года на заседании Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края, при этом одновременно началась и работа по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа. Так департаментом градостроительства Приморского края было издано распоряжение от 22 февраля 2019 года N 18 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края и о подготовке предложений о внесении в него изменений. О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Учитывая, что Генеральным планом функциональное назначение указанной административными истцами территории установлено как "жилая зона", то Правила землепользования и застройки, определяющие (конкретизирующие) указанную зону как зону Ж-2, не противоречат нормам градостроительного законодательства и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что в оспариваемой части Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования на территории Владивостокского городского округа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права административных истцов не нарушают.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в оспариваемых судебных актах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пухаревой Ирины Викторовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.