Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части постановления администрации Елизовского городского поселения Камчатского края от 16 мая 2018 года N 547-п "Об утверждении изменений в градостроительную документацию по проекту планировки и межевания на застроенную территорию в кадастровом квартале 41:05:0101003 Елизовского городского поселения".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы заинтересованного лица - ФИО8 и его представителя ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
16 мая 2018 года администрацией Елизовского городского поселения Камчатского края (далее - Администрация) принято постановление N 547-п "Об утверждении изменений в градостроительную документацию по проекту планировки и межевания на застроенную территорию в кадастровом квартале 41:05:0101003 Елизовского городского поселения" (далее - Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п), которое было размещено на официальном сайте Администрации 16 мая 2018 года.
ФИО1 обратилась в Елизовский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением о признании Постановления от 16 мая 2018 года N 547-п не действующим в части утверждении изменений в градостроительную документацию, касающуюся границ земельных участков с условными номерами 57 и 089, а также о признании недействительными сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером N внесённых на основании оспариваемого постановления в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником "адрес", расположенной в многоквартирной "адрес" края. Согласно градостроительной документации по проекту планировки и межевания территории в кадастровом квартале 41:05:0101003, утвержденной постановлением Администрации от 14 декабря 2016 года N 1087-п, в месте расположения многоквартирного "адрес" соседнего "адрес", предусматривалось формирование двух земельных участков с условными номерами 088 и 089 соответственно. Постановлением от 16 мая 2018 года N 547-п административный ответчик утвердил изменения в градостроительную документацию, в соответствии с которыми под многоквартирным домом N 1 формируется земельный участок с условным номером 57, площадь которого увеличена за счёт смещения его границ в сторону земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором проживает административный истец. По мнению ФИО1, Постановлением от 16 мая 2018 года N 547-п в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает её права и охраняемые законом интересы.
Определением Елизовский районного суда Камчатского края от 6 декабря 2021 года административные исковые требования ФИО1 о признании недействительными внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером N выделены в отдельное производство.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года административные исковые требования удовлетворены: Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п признано не действующим с момента принятия в части утверждения изменений в градостроительную документацию по проекту планировки и межевания на застроенную территорию в кадастровом квартале 41:05:0101003 Елизовского городского поселения Камчатского края в отношении земельного участка с условным номером 57 в приложении "В" и земельного участка с условным номером 089 в приложении "Б".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 апреля 2022 года решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 апреля 2022 года отменено, поскольку судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права, с направлением административного дела на новое рассмотрение в Камчатский краевой суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 октября 2022 года решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года отменено; по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
13 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 4 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1, представители Администрации и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 октября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления городского поселения уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), а именно согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учётом особенностей, изложенных в части 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органами местного самоуправления поселения, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путём утверждения её отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Как следует из материалов административного дела, 14 декабря 2016 года Администрацией принято постановление N 1087-п "Об утверждении градостроительной документации по проекту планировки и межевания на застроенную территорию в кадастровом квартале41:05:0101003Елизовского городского поселения", в соответствии с которым в месте расположения многоквартирного "адрес" предусматривалось формирование земельного участка с условным номером089 площадью 1750 кв. м. Смежным с ним предусматривалось формирование земельного участка с условным номером 088 площадью 1113 кв. м. под многоквартирным домом N по "адрес".
16 ноября 2017 года в Администрацию поступило заявление от имени ФИО5 (собственника жилого помещения в многоквартирном "адрес"), в котором содержалась просьба внести изменения в градостроительную документацию по проекту планировки и межевания кадастрового квартала 41:05:0101003 в соответствии с представленной схемой в целях увеличения площади земельного участка, формируемого для эксплуатации многоквартирного "адрес".
30 ноября 2017 года орган местного самоуправления на основании обращений граждан, в том числе и ФИО5, принято постановление N 1225-п "О подготовке документации по внесению изменений в проект планировки и межевания застроенной территории в кадастровом квартале 41:05:0101003Елизовского городского поселения", которое 30 ноября 2017 года размещено на официальном сайте Администрации.
Постановлением Администрации от 15 января 2018 года N 05 на 15 февраля 2018 года назначались публичные слушания по соответствующему проекту нормативного правового акта о внесении изменений в проектную документацию. Вопросом N данных публичных слушаний являлся вопрос увеличения границ земельного участка под многоквартирным домом N по "адрес" за счёт территории земельного участка с кадастровым номером N, образованного из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и поставленного на государственный кадастровый учёт без регистрации права собственности на него 15 октября 2002 года.
Уведомление о проведении публичных слушаний было размещено на официальном сайте Администрации.
Из протокола публичных слушаний, состоявшихся 15 февраля 2018 года, в которых принимал участие ФИО8, следует, что зарегистрированные участники публичных слушаний высказались за утверждение предложенных изменений в проект планировки и межевания застроенной территории.
После проведения публичных слушаний, Администрацией принято Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п, которое прошло процедуру опубликованного опубликования.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 февраля 2020 года земельный участок под многоквартирным домом N по "адрес" в городе "адрес"ю 2789 кв. м. поставлен на государственный кадастровый учёт 31 мая 2018 года с присвоением кадастрового номера N и в отношении него зарегистрировано право общей долевой собственности.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая оспариваемое постановление не действующим в части с момента принятия, Елизовский районный суд Камчатского края указал в решении, что Администрацией была нарушена процедура его принятии, поскольку заявление о внесении изменений в градостроительную документацию поступило от умершего собственника квартиры, расположенной в жилом многоквартирном "адрес" в "адрес", - ФИО5, в связи с чем невозможно установить, кем и когда было инициирована процедура внесения изменений в градостроительную документацию по проекту планировки и межевания кадастрового квартала 41:05:0101003, утверждённую постановлением Администрации от 14 декабря 2016 года N 1087-п.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Положения о публичных слушаниях в Елизовском городском поселении по вопросам градостроительной деятельности, утверждённого решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 15 декабря 2009 года N 844, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указала в апелляционном определении, что Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п принято уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением порядка и формы его принятия, а также порядка его официального опубликования; нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит. Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п в оспариваемой части прав и охраняемых законом интересов ФИО1 не нарушает, поскольку увеличение площади формируемого под многоквартирным домом N по "адрес" в "адрес" земельного участка (новый условный N) произошло не за счёт изменения границ земельного участка с условным номером 089, формируемого для целей эксплуатации многоквартирного "адрес" в "адрес", в котором проживает административный истец, а за счёт площади смежного земельного участка с кадастровым номером N, который ФИО1 не принадлежал. Оспариваемым постановлением изменения в градостроительную документацию в отношении границ земельного участка с условным номером 089 не вносились.
Указание в заявлении, поступившем в Администрацию 16 ноября 2017 года, в качестве инициатора внесения изменений в градостроительную документацию - ФИО5, которая на тот момент умерла, суд апелляционной инстанции посчитал технической ошибкой, которая сама по себе не может являться основанием для признания Постановление от 16 мая 2018 года N 547-п в оспариваемой части не действующим. В данном случае имеющиеся в материалах дела документы подтверждают то обстоятельство, что граждане, проживающие в многоквартирном "адрес", были заинтересованы в утверждении изменений в градостроительную документацию.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции, которые основаны на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на верном применении положений норм материального и процессуального права.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, недостатки заявления, поступившего в Администрацию 16 ноября 2017 года, не являлись существенными, поскольку из материалов административного дела очевидно следует, что жильцы многоквартирного "адрес" были заинтересованы в увеличении площади земельного участка, формируемого под данным многоквартирным домом; соответствующая позиция высказана при проведении публичных слушаний по проекту нормативного правового акта. Внесённые изменения в проектную документацию не затрагивали границы ранее сформированного земельного участка под многоквартирным домом N по "адрес", в котором проживает ФИО1, следовательно, права и законные интересы административного истца утверждёнными изменениями нарушены не были.
Ссылки административного истца в кассационной жалобе на то, что границы земельного участка, формируемого под его домом, также должны быть увеличены с учётом границ фактического землепользования, не свидетельствует о незаконности обжалуемого апелляционного определения.
Из разъяснений, изложенных в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, если в результате действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нём могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые опровергали бы верные выводы судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда и являлись бы предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в кассационном порядке. По существу эти доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, положенными в основу апелляционного определения, а также к неверному субъективному толкованию положений действующего законодательства. Соответствующие доводы не свидетельствуют о допущенных со стороны суда апелляционной инстанции ошибках при применении норм материального и процессуального права, а также о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем они не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.