Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское", Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское", Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
гражданин Республики Таджикистан ФИО1 обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское" (далее - МУ МВД России "Якутское"), Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее - МВД по Республике Саха (Якутия)) о признании незаконными решения от 7 июля 2022 года о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию до 5 апреля 2032 года, принятого на основании подпункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ), а также решения от 5 июля 2022 года N 27/2019/14 об аннулировании ранее выданного административному истцу вида на жительство в Российской Федерации.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. По делу в этой части принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично: решение МУ МВД России "Якутское" от 7 июня 2022 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ФИО1 признано незаконным в части срока на, который административному истцу не разрешён въезд в Российскую Федерацию, - 10 лет (до 5 апреля 2032 года). В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
13 апреля и 2 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы МУ МВД России "Якутское" и МВД по Республике Саха (Якутия), поданные через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) соответственно 3 и 21 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями при применении норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По существу в кассационной жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции только в части, касающейся удовлетворённых административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2023 года данные кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) и Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Положениями статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Из содержания положений подпункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ следует, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила принятия решения), а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Перечень), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".
МВД России отнесено к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 1 Перечня).
Решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным Перечнем, в срок не более одного месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств (пункт 2 Правил принятия решения).
Согласно пунктам 4 и 5 Правил принятия решения уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения); иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более трёх рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда; указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.
Из содержания абзаца восьмого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ следует, что "видом на жительство" является документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, гражданин Республики Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ прибыл на территорию Российской Федерации.
Решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) от 13 июня 2019 года N административному истцу выдан вид на жительство в Российской Федерации серии 82 N.
Постановлением Якутского городского суда от 25 марта 2022 года по уголовному делу N прекращено уголовное преследование в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами "а, в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (кража, совершенная группой лиц попредварительному сговору с причинением значительного ущерба гражданину), на основании статьи 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением судебного штрафа в размере 10000 рублей.
В связи с совершением указанного преступления решением от 7 июня 2022 года, подготовленным инспектором ОИК ОВМ МУ МВД России "Якутское" ФИО4 и врио начальника ОВМ МУ МВД России "Якутское" ФИО5, согласованным заместителем начальника МУ МВД России "Якутское" ФИО6 и утверждённым начальником МУ МВД России "Якутское" ФИО7, на основании подпункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ ФИО1 не разрешён въезд в Российскую Федерацию сроком на 10 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Уведомление о принятом решении от 8 июня 2022 года N получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Позже, 5 июля 2022 года МУ МВД России "Якутское" в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ принято решение N об аннулировании административному истцу ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации, поскольку в отношении него принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 5 апреля 2032 года.
Уведомление об аннулировании вида на жительство от ДД.ММ.ГГГГ N получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), проанализировав положения действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришёл к выводу, что оспариваемое в рамках настоящего административного дела решения приняты в отношении ФИО1 уполномоченным органом внутренних дел и при наличии установленных законом оснований; совершение административным истцом на территории Российской Федерации умышленного корыстного преступления свидетельствует о его неуважительном, пренебрежительном отношении к нормам и правилам, действующим на территории государства, где он пребывает; его дальнейшее нахождение в Российской Федерации создаёт угрозу общественному порядку и общественной безопасности.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), по существу согласившись с выводами суда первой инстанции о том, что у МУ МВД России "Якутское" имелись предусмотренные Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ основания для принятия в отношении ФИО1 7 июня и 5 июля 2022 года решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации, в то же время указала в апелляционном определении, что установленный административным ответчиком в решении от 7 июня 2022 года срок неразрешения административному истцу въезда в Российскую Федерацию (10 лет) не может быть признан соразмерным степени общественной опасности и характеру совершённого ФИО1 преступления; такой срок чрезмерно ограничивает права административного истца и не отвечает требованиям соблюдения баланса публичного и частного интересов в соответствующих правоотношениях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) признала решение МУ МВД России "Якутское" от 7 июня 2022 года незаконным в части установленного срока неразрешения административному истцу въезда в Российскую Федерацию.
Поскольку кассационные жалобы МУ МВД России "Якутское" и МВД по Республике Саха (Якутия) не содержат каких-либо доводов, касающихся несогласия административных ответчиков с обжалуемым судебным актом суда апелляционной инстанции в той части, в которой решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2022 года оставлено без изменения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается указания судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) на необходимость признания решения МВД России "Якутское" от 7 июня 2022 года незаконным в части срока установленного для ФИО1 ограничения на въезд в Российскую Федерацию, то в данной части выводы суда апелляционной инстанций, положенные в основу апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Так, непосредственно в решении от 7 июня 2022 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию не приведено каких-либо оснований для установления указанного 10-летнего срока. По существу такой срок равен сроку погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления (пункт "д" части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации), тогда как согласно материалам дела административный истец подобных преступлений на территории Российской Федерации не совершал. Уголовное преследование по пунктам "а, в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении ФИО1 прекращено по статье 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статье 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением судебного штрафа в размере 10000 рублей, поскольку он впервые совершил преступление средней тяжести и возместил потерпевшей ФИО8 причиненный преступлением ущерб. Данные обстоятельства уполномоченным органом при принятии решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию учтены не были.
Доводы кассационных жалоб не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационных жалоб не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское", Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.