Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании действий незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) в котором просила: признать незаконным действия административного ответчика, выразившиеся в направлении административному истцу уведомления от 5 июля 2022 года N 55 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N возложить на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения.
Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 24 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление).
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично: признано незаконным уведомление Управления от 5 июля 2022 года N 55 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; на Управление возложена обязанность в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 30 июня 2022 года о планируемом строительстве. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований было отказано. С Управления в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
13 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 5 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под "строительством" понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Из содержания пункта 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится направление уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вправе подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов и при наличии оснований, предусмотренных в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направить заявителю уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только в случаях, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешённого использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1144 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования: для ведения дачного хозяйства и организации застройки территории дачного некоммерческого товарищества, местоположение которого установлено в 2900 м. по направлению на юго-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 февраля 2014 года сделана регистрационная запись N.
30 июня 2022 года ФИО1 обратилась в Управление с уведомлением (входящий N 10943-2.1-36) о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в соответствии с которым просила согласовать строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N (площадь застройки - 100 кв. м.).
5 июля 2022 года за подписью начальника Управления ФИО5 в адрес административного истца направлено уведомление N 55 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В качестве основания принятого решения указывалось на то, что земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешённого использования "для ведения дачного хозяйства и организации застройки территории дачного некоммерческого товарищества", а согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации строительство индивидуального жилого дома и садового дома на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.
Считая данное уведомление незаконным и нарушающим её права, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая административный спор, Хабаровский районный суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что оспариваемое уведомление не может быть признано законным и обоснованным, поскольку статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылался административный ответчик, сама по себе не содержит запрета на строительство индивидуального жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, иных оснований к отказу в согласовании строительства в оспариваемом уведомлении не приведено, тогда как вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N (для ведения дачного хозяйства и организации застройки территории дачного некоммерческого товарищества) допускает строительство на нём индивидуального жилого дома. Признав оспариваемое уведомление незаконным, суд возложил на Управление обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 30 июня 2022 года о планируемом строительстве, а также, руководствуясь статьёй 111 КАС РФ, взыскал с административного ответчика в пользу административного истца понесённые по делу судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.
Частью 11 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ (в редакции, действовавшей до 13 июля 2022 года) было установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичные положения содержит в себе действующая в настоящее время редакция части 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ.
Из содержания
пункта 1 статьи 3 и части 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ следует, что садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; виды разрешённого использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, являются равнозначными; земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Как верно указали суды, приведённые положения Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ не содержат запрета на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для ведения дачного хозяйства.
Ссылка в кассационной жалобе на наличие иных оснований для отказа в удовлетворении уведомления ФИО1 (на отсутствие установленного градостроительного регламента для территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером N), которые не были приведены в уведомлении Управления от 5 июля 2022 года N 55, не свидетельствует о законности обжалуемого решения уполномоченного органа местного самоуправления, поскольку, как разъяснено в абзацах первом и втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, однако не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя основания принятого решения, совершённого действия, имевшего место бездействия.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении; по существу эти доводы сводятся к неверному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; окончательные выводы судов по существу административного спора основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. У судебной коллегии суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.