Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 31 января 2023 года, принятые по административному делу N 2а-5168/2022, по административному иску военного прокурора Благовещенского гарнизона военной прокуратуры Восточного военного округа к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А.?, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Благовещенского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пресненский районный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ, Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) в котором просил признать незаконными бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением капитального ремонта здания котельной N расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес";
возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт вышеуказанного здания котельной N, а именно выполнить следующие работы: ремонт кирпичной кладки, штукатурки, а также известковой окраски; ремонт и восстановление отмостки; замену оконных и дверных блоков; восстановление полов и цементной стяжки; ремонт и утепление кровли; монтаж заземляющего контура и установка молниезащитных средств; замену котла "Универсал-6" паровой; замену котлов "КВ-0, 81" в количестве 3 шт.; замену металлической дымовой трубы; замену сетевого насоса К-160/30; замену подшипников и сальниковой набивки в сетевых насосах К-160/30 и К-150-125-315; замену подпиточного насоса К-8/18; замену подпиточного насоса К-8/18а; замену подпиточного насоса К-2-/30; замену вентиляторов ВЦ 4x70 в количестве 3 шт.; замену вентилятора ВР 80-75-6, 3; замену дымососа ДН-12, 5; замену парового подогревателя 14 ОСТ 34-53169; замену силовых кабелей и электрооборудовния; замену прибора учета тепловой энергии КМ-5-2 N; замену прибора учета тепловой энергии КМ-5-2 N; монтаж площадки под хранение золошлаковых отходов; монтаж площадки под хранение твердого топлива; монтаж газоочистительного оборудования; замену трубопровода теплосети ДУ-200 протяженностью 306 м.; замену трубопровода теплосети ДУ-150 протяженностью 534 м.; замену трубопровода теплосети ДУ-100 протяженностью 62 м.; замену трубопровода теплосети ДУ-125 протяженностью 310м.; замену трубопровода теплосети ДУ-100 протяженностью 218м.; замену трубопровода теплосети ДУ-80 протяженностью 78м.; замену трубопровода теплосети ДУ-70 протяженностью 154м.; замену трубопровода теплосети ДУ-50 протяженностью 197 м.; замену паропровода ДУ-80 протяженностью 420 м. (бездействие) административных ответчиков, В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных
Министерством обороны РФ на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре установлено, что на территории военного городка N "Учебный центр" располагается котельная, инв. N. Указанный объект на протяжении длительного времени находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта, при том, что названная котельная обеспечивает отопление всего военного городка, в том числе в период проведения занятий с курсантами Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. В связи с бездействием Минобороны России, выразившегося в непроведении ремонта здания вышеуказанной котельной, создаются реальные предпосылки для его дальнейшего разрушения, что может повлечь за собой остановку теплоснабжения всего военного городка, а, следовательно, приведет к нарушению прав военнослужащих и членов их семей, в том числе несовершеннолетних курсантов ДВОКУ, на поддержание нормального уровня температуры в зданиях и помещениях, причинение вреда здоровью работников данной котельной, а также причинению ущерба государству.
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 18 января 2022 года гражданское дело передано по подсудности в Благовещенский районный суд Амурской области.
Определением Благовещенского районного суда Амурской области от 31 мая 2022 года гражданское дело передано по подсудности в Благовещенский городской суд Амурской области.
Определением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 19 июля 2022 года произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 31 января 2023 года требование военного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в неорганизации выполнения работ по капитальному ремонту здания котельной с инв. N, расположенного на территории военного городка расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес".
Признано незаконным бездействие ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в неорганизации выполнения работ по капитальному ремонту здания котельной с инв. N, расположенного на территории военного городка расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес".
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать выполнение работ по капитальному ремонту здания котельной с инв. N, расположенного на территории военного городка расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес".
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести работы по капитальному ремонту здания котельной с инв. N, расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес", перечисленные в иске.
20 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 6 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что суды не указали, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник, чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено проведением капитального ремонта собственником своего имущества. Кроме этого полагает, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Отмечает, что срок для проведения ремонта, указанный в решении суда, является недостаточным, поскольку для организации проведения капитального ремонта объектов недвижимости, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения целях исполнения решения суда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 апреля 2023 года кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, военной прокуратурой Благовещенского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части содержания и обслуживания здания котельной с инв. N расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес".
В ходе проверки установлено, что на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ N объекты недвижимого имущества, в том числе котельная с инв. N, переданы в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром здания котельной с инв. N установлено, что указанный объект на протяжении длительного времени находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.
В отсутствие капитального ремонта здание котельной с инв. N имеет эксплуатационные дефекты для устранения которых требуется выполнить виды работ, перечисленные в иске прокурора.
Обстоятельства нарушения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, подтверждаются следующими документами:
- перечнем объектов (ТХ, ВКХ, ЭСХ, ГХ), требующих капитального ремонта в 2021 году, согласно которому в здании котельной с инв. 75 расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес" требуется: обустроить площадки для сбора и хранения золошлаковых отходов согласно требованиям СП, заменить котел Универсал - 6 пар - 1 шт, котел КВ-0, 81 - 2 шт, насосную группу, усилить кровлю металлическими конструкциями, обустроить кровлю сэндвич-панелями, усилить кирпичную кладку стен, произвести электромонтажные, пусконаладочные и общестроительные работы" (л.д. 16 т. 1);
- актом осмотра системы теплоснабжения - котельной с инв. 75 расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес" необходимо выполнить капитальный ремонт котельной с инв. N и оборудования в ней, а также оборудовать площадки под хранение золошлаковых отходов и площадку под хранение твердого топлива, и газоочистительного оборудования; также сделан вывод о необходимости ремонта здания котельной (л.д. 22-27 т. 1);
- ведомостью дефектов с подсчетом работ по капитальному и текущему работу котельной с инв. N (л.д. 30-32 т. 1).
Согласно письму начальника Дальневосточного высшего общевойскового командного училища от ДД.ММ.ГГГГ N, адресованному военному прокурору Благовещенского гарнизона, осенью 2018 года на котельной с инв. N, расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес" Дальневосточного высшего общевойскового командного училища обрушился участок кровли и простенок. При восстановлении крыша котельной была выполнена из профилированного листа без утеплителя, выложена из кирпича торцевая сторона. Зимний период эксплуатации котельной показал необходимость проведения работ по утеплению кровли. На профилированном листе с внутренней стороны на металлической обрешетке, металлических балках скапливался конденсат, происходило промерзание кровли с образованием изморози и наледи. На торцевой самонесущей стене появилась деформация кирпичной кладки, имеются прогрессирующие вертикальные сквозные трещины с раскрытием 1, 5-4 см. Котельная с инв. N включена в перечень объектов (ТХ, ВКХ, ЭСХ, ГХ) требующих капитального ремонта в 2021 году. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к проведению капитального ремонта не приступили.
Удовлетворяя требования военного прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в нарушение требований федерального законодательства в течение длительного времени меры по организации капитального ремонта здания котельной с инв. 75, расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес", не принимаются, и пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении соответствующей обязанности на Министерство обороны Российской Федерации и учредителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 ГК РФ предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ) следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
В силу подпункта 71 пункта 7 Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Подпунктом 68 пункта 7 Положения к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесена организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" также определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 12, 13 Устава).
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Установив, что исходя из содержания подпункта 68 пункта 7 Положения Минобороны России организует выполнение работ, в том числе по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, административным ответчиком не предпринимаются надлежащие своевременные меры по организации проведения капитального ремонта здания котельной с инвен. N, расположенного расположенной на территории военного городка N "Учебный центр" по адресу: "адрес", 31 км. "адрес", материалами дела подтверждается неудовлетворительное состояние указанной котельной, требующей проведение капитального ремонта, учитывая, что указанная котельная обеспечивает отоплением весь военный городок, в том числе в период проведения занятий с курсантами Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, непроведением ремонта здания вышеуказанной котельной, создаются реальные предпосылки для его дальнейшего разрушения, что может повлечь за собой остановку теплоснабжения всего военного городка, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора и возложении в том числе на Министерство обороны РФ обязанности по организации выполнения работ по капитальному ремонту указанного объекта.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.