Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в котором просил: признать незаконным бездействие Администрации по непостановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи объекта недвижимого имущества - участка трубопровода хозяйственно-фекальной канализации, расположенного от канализационно-насосной станции (находится на территории КГБ ПОУ "Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства" на земельном участке с кадастровым N) до канализационного колодца в районе "адрес" и от канализационного колодца в районе "адрес" в районе "адрес"; возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи указанного выше объекта недвижимого имущества.
Определением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 октября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска от 8 ноября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП города Хабаровска "Водоканал", КГБ ПОУ "Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства".
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 декабря 2022 года производство по административному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 225 КАС РФ.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года определение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
20 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 5 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм процессуального права, а также об оставлении в силе определения суда первой инстанции о прекращении производства по административному делу.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу части 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные вчасти 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1и2 статьи 194КАС РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрено, что, если иное не установлено КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренныечастью 1 статьи 128КАС РФ.
К числу таких оснований пункт 2 части 1 статьи 128 КАС РФ относит случаи, когда административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределённого круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Прекращая производство по настоящему административному делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194, частью 1 статьи 225 КАС РФ, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края указал в определении, что прокурором Индустриального района города Хабаровска административные исковые требования заявлены в интересах исключительно пользователя трубопровода хозяйственно-фекальной канализации - КГБ ПОУ "Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства", у которого с Администрацией имеется спор о принадлежности данного объекта недвижимости и необходимости несения расходов на его содержание. В то же время, со стороны прокурора не представлено доказательств того, что КГБ ПОУ "Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства" лишён возможности самостоятельно защитить свои права и охраняемые законом интересы в суде.
Отменяя данное определение и направляя административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судья судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда указал в апелляционном определении, что, обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления города Хабаровска, выразившегося в непостановке на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта коммунальной инфраструктуры (канализационного трубопровода), расположенного на территории Хабаровского городского округа и, как указано в административном иске, не имеющего собственника, прокурор Индустриального района города Хабаровска действовал в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем у Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края отсутствовали предусмотренные процессуальным законом основания для прекращения производства по административному делу.
Выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 (далее - Порядок), следует, что на учёт бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
В данном случае, как верно указал суд апелляционной инстанции, прокурор Индустриального района города Хабаровска, обращаясь в суд в порядке статьи 39 КАС РФ, действовал в интересах неопределённого круга лиц, поскольку ставил вопрос о бездействии органов местного самоуправления Хабаровского городского округа по реализации возложенных на них публичных функций, связанных как непосредственно с постановкой на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, так и с организацией водоотведения в границах городского округа.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в случае, если в ходе рассмотрения административного дела собственник спорного участка трубопровода хозяйственно-фекальной канализации будет установлен (по мнению Администрации, данный объект недвижимости находится в краевой собственности), - это будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, а не для прекращения производства по административному делу.
Таким образом, судом апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению вопроса оценки определения о прекращении производства по административному делу на предмет законности и обоснованности, не допущено. Предусмотренных статьёй 328 КАС РФ оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.